Итак, решено! Идем в поход. Закончились все предварительные разговоры-переговоры типа когда/куда/с кем/зачем. Маршрут готов, график расписан, группа определилась. Согласованы цели похода. Пора подбирать снаряжение.
С чем в первую очередь ассоциируется турист? Ну, конечно, с рюкзаком! Бывает еще, с ледорубом, но нам пока эта штука не пригодится.
Нам и с рюкзаком хватит головной боли. Для многих велотуристов вопрос рюкзака остается открытым - каким он должен быть? Традиционным, заплечным, или специальным, который грузится на багажник велосипеда? Споры по этому поводу возникают сразу же, как только в одном месте появляется более одного Опытного ВелоТуриста. Так что же лучше? Везти рюкзак за плечами или на велобагажнике?
Ни то и ни другое. Лучше кататься на велике без рюкзаков и багажников, а груз пусть едет сзади в автомобильном багажнике. Или летит на вертолете, потому что автомобиль не везде проедет, где пролезет турист. Как поется в старой песенке: «Там, где бульдозер не пройдет и бронепоезд не промчится, турист на пузе проползет и ничего с ним не случится!»
Ну а если ни автомобиля, ни вертолета нет? Тогда все-таки придется выбирать рюкзак.
Как? А примерно вот так:
Если у вас есть велобагажник, подходящий к вашему велосипеду и велорюкзак-«штаны» и ваш маршрут не содержит таких элементов экстрима, как горные перевалы с крутизной склонов 20-35 градусов, а также переправы через горные речки, смело используйте именно такой способ перевозки багажа. Основные его преимущества: отсутствие нагрузки на костно-мышечный аппарат и, как следствие, меньшая утомляемость на маршруте; снижение центра тяжести пары байк-байкер и повышение ее устойчивости. Недостатки: неудобство укладки и преноски велорюкзака по сравнению с обычным. Хотя это во многом зависит от его конструкции.
Существуют различные модели велорюкзаков, адаптированные к переноске, а также имеющие жесткие вставки для удобства укладки.
Если у вас нет ни багажника, ни велорюкзака и вам не хочется/не можется заморачивать себе и другим голову их поисками и/или изготовлением, можно воспользоваться обычным рюкзаком.
Конечно, наиболее предпочтительными являются современные анатомические модели, наилучшим образом рассчитанные на эффективное распределение нагрузки на организм человека. В этом случае желательно, чтобы геометрия вашего велосипеда способствовала более вертикальной посадке. Кросс-кантрийная растянутая, близкая к горизонтальной, посадка в сочетании с заплечным рюкзаком могут навсегда отбить у вас тягу к велопоходам даже в магазин за пивом. Традиционный рюкзак будет также предпочтителен на маршрутах, где планируется много пеших переходов по труднопроходимым местам. Недостатки и преимущества данного способа перевозки противоположны первому способу. Сюда добавляется еще и обильное потовыделение под рюкзаком. Это особенно досаждает в теплую, а тем более - жаркую погоду.
Ну хорошо, рюкзак выбрали.
Что же мы будем в него складывать? Конечно, то, что ближе к телу. Личную одежду. Здесь подходы к выбору очень индивидуальны, однако намечаются некоторые общие тенденции. Заключаются они в использовании современных высокотехнологичных и легких материалов. Как правило, применяется трехслойная схема:
1) белье должно беспрепятственно отводить влагу от тела, оставаясь максимально сухим - на рынке присутствует очень много предложений спортивного белья для различной степени экстремальности применения
2) средний слой одежды также беспрепятственно выводит влагу наружу, создавая при этом максимальную теплозащиту - как правило, это различные флиссовые ткани, например, Polartec
3) верхняя одежда должна пропускать влагу только в одном направлении - наружу, и при этом «дышать», а также обеспечивать хорошую защиту от ветра - всевозможные мембранные ткани с различной степенью водо- и ветрозащиты
В любом случае выбор должен определяться вашими потребностями (экстремальностью условий похода) и возможностями (вся эта одежда стоит немалых денег). Кроме всего прочего, не забудьте взять головной убор от солнца - хотя бы бандану и легкую полиэтиленовую накидку от проливного дождя.
Спальный мешок - ну как же без него. Не будем здесь рассматривать многоместные спальники, которые были очень распространены 15-20 лет назад. Да и сейчас они нередко применяются в холодных, в первую очередь - лыжных походах. Если он у вас есть - вы все про него знаете. Нет - и не нужно. В спортивных магазинах вы найдете очень большой выбор спальных мешков для самых различных условий. Для простого летнего похода по средней полосе России подойдет практически любой легкий спальный мешок. При выборе проконсультируйтесь у продавца, какая из имеющихся в наличии моделей будет достаточна для предполагаемого диапазона температур.
Под спальный мешок принято подкладывать специальные коврики из вспененных полимеров, называемые карематами, а в просторечье - пенками. Подход к выбору такой же, как и со спальником. Определитесь, на какой диапазон температур вы берете именно эту модель. Чем легче при достаточной теплозащите будет ваше снаряжение, тем меньше вы будете уставать на маршруте.
Обязательным элементом снаряжения является набор КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) Горе туристу, забывшему ЭТО дома! Он обречен на жалкое существование, насмешки и гонения со стороны остальных незабывчивых коллег. Еда всегда ему достается в последнюю очередь, да и то если только голова пролезает в котелок. В общем, не позавидуешь такому человеку.
Зубная паста, зубная щетка, мыло и другие предметы личной гигиены. Приходилось встречать юных дам, которые умудрялись запихнуть в рюкзак даже компактное трюмо. Ну а кто-то для снижения веса личного снаряжения предпочитает по старинке чистить зубы золой из костра, а руки мыть речной глиной. :)
Иногда в походе могут пригодиться документы (типа паспорт) и даже деньги.
Некоторые туристы также берут с собой фонарики, фотоаппараты, мольберты и другие полезные вещи. Дальнейший список определяется игрой вашего воображения и размахом фантазии. И вашей способностью перемещать все это в пространстве.
Все перечисленное относится к личному снаряжению, которое понадобится только его владельцу. Но есть еще и общее, или - общественное снаряжение.
В первую очередь, сюда относятся палатки. Для нашего несложного похода подойдет практически любая современная двухслойная палатка из синтетических тканей с легким трубчатым каркасом. Однослойную палатку лучше не брать, т.к. для защиты от дождя к ней в комплект придется брать дополнительный тент, что неудобно, непрактично и тяжело. Основное требование к палатке в нашем случае: защита от дождя и ветра при небольшом весе.
Обязательным элементом общественного снаряжения является медицинская аптечка, в которую должны войти:
1) средства экстренной помощи при различных травмах, ссадинах и ушибах
2) средство от желудочно-кишечных расстройств
3) от простуды, головных и сердечных болей.
Вполне приемлемой можно считать стандартную автомобильную медицинскую аптечку.
Отдельным пунктом снаряжения в велопоходе является ремнабор, включающий в себя необходимые инструменты и материалы для ремонта.
Набор инструментов определяется подбором велосипедов в группе и их техническим состоянием. Приведем здесь примерный перечень необходимых инструментов:
1. отвертки и шестигранники, можно обойтись хорошим мультиключом
2. спицевой ключ
3. гаечные ключи - по необходимости - возможно, вам понадобится только педальный ключ и ключи для втулок
4. пассатижи
5. молоток
6. небольшой трехгранный напильник
7. ножовочное полотно с импровизированной ручкой из изоленты
8. выжимка для цепи
9. монтажки
10. тряпка для рук - мелочь, но приятно
Кроме того, могут понадобиться и более экзотические приспособления:
1. съемник для шатунов
2. специальные ключи для обычной каретки
3. съёмник для каретки типа "капсула"
4. съёмник для кассеты
5. фиксатор кассеты
6. съёмник для трещотки
Необходимо также взять с собой набор запасных частей:
1. спицы - самые часто ломаемые предметы; т.к. длина спиц у всех разная, нужно подобрать спицы подходящей длины, а также несколько длинных ниппелей. Если в вашей группе наряду с горными велосипедами присутствуют и шоссейные, то вам придется набирать два стандарта спиц и ниппелей.
2. тросики тормозов и переключателей
3. петух (петля крепления заднего переключателя) - у каждого производителя велосипедов свой стандарт петухов, поэтому желательно, чтобы их наличием озаботились сами владельцы байков, тем более, что это небольшая и легкая вещица
4. запасные части втулок и педалей не должны понадобиться вам в несложном походе, если велосипеды перед маршрутом прошли техническую проверку и подготовку
5. каретка - требует особого внимания, как часть, ломающаяся слабо предсказуема; если имеются малейшие подозрения - замените до похода, к тому же их много разных стандартов и брать их все с собой тяжело и накладно
6. задний переключатель - неплохо иметь в наборе переклюк среднего уровня; в большинстве случаев достаточно Acera-Alivio
7. Набор крепежа - гайки, шайбы и болты - в ассортименте по необходимости
Наконец, ремнабор должен содержать расходные материалы:
1. камеры - по 1-2 штуки каждого размера
2. велоаптечка с набором заплаток, резиновым клеем и ниппелями
3. тормозные колодки - в несложном походе скорее всего не понадобятся, если до похода провести замену изношенных
4. смазка для цепи и консистентная
5. цепь - лучше взять универсальную типа KMC Z-92
6. кевларовая покрышка может оказаться небесполезной
И отдельными пунктами запишем в ремнабор:
1. иголка
2. нитка
Попробуйте сами догадаться - для чего?
Далее в списке общественного снаряжения пойдут вещи, необходимые для приготовления пищи:
1. котлы, которые иногда называют каннами или кастрюлями - как правило, две уплощенные емкости, вкладывающиеся одна в другую; на группу до 12 человек будет достаточно 8 и 6 литровых котлов; полезно взять небольшой флакончик Фэйри или чего-нибудь аналогичного и губку для мытья посуды
2. половник
3. трос костровой - натягивается между двумя опорами над костром на уровне человеческого роста, котлы подвешиваются на цепочки, закрепленные на тросе через эксцентриковые крепления, например через отрезки металлических трубочек с просверленными наискосок отверстиями, что обеспечивает цепочке фиксацию на тросе в заданной точке
4. топор среднего размера
5. пила, особенно удобна складная цепная; не рекомендуются тросиковые в силу непрочности и травмоопасности
6. спички и средство для розжига костра
Средства ориентирования и навигации - карта и компас, GPS. Это особые элементы снаряжения, требующие специальных навыков применения. Даже призванный решить эту проблему GPS (система глобального позиционирования) пока еще не дает ожидаемого эффекта из-за отсутствия точных топографических материалов. Поэтому по сей день лучшим подспорьем является реальный опыт штурмана похода, позволяющий ориентироваться на местности даже по неточным картам 10-20 - летней давности.
Если поход планируется в сырое время года или по безлесной местности, то понадобится газовая плитка или бензиновый примус с соответствующим топливом. Как правило, это удел походов средней и высокой сложности.
Итак, здесь мы перечислили основные элементы снаряжения, которые необходимо брать с собой в несложный велопоход. Этот список не может быть единственно верным, т.к. зависит от местности, в которой планируется поход, опыта и традиций группы, предпочтений руководителя. Однако, он позволит вам собрать к походу практически все необходимое снаряжение.
Очень важно, чтобы ВСЕ, ЧТО ВЫ БЕРЕТЕ В ПОХОД, было приведено в полную боевую готовность до выхода на маршрут. Тогда самой бесполезной вещью в походе окажется ремнабор. Чего и требуется достичь.