или Регистрация
Наши друзья
corposport.ru
manturs
Сайт о циклических видах спорта
Зеленый Саратов
Магнит с твоей фотографией
Сейчас на сайте
Гостей: 2

Пользователей: 0

Всего пользователей: 13,093
Новый пользователь: Valenoc
Строго на юг.

Если Вам надоело ходить в водные шестерки, покорение Гималайских вершин вызывает только зевоту, очередной февральский поход по Таймыру вызывает желание пройтись по лыжне, а жизнь начинает казаться пресной и скучной, то возьмите с собой детей. Или, как в нашем случае, одного человечьего ребенка трех лет от роду. В этом возрасте он уже может достаточно бегло передвигаться от водопада к водопаду, швырять в пропасти камни размером чуть меньше его самого, ловить головастиков и… … и ставить вас в тупик своими вопросами. Словом представлять собой копию взрослого, с поправкой на незашоренность разума.
     А вот разум у него и правда незашорен. Это ж надо такую шишку в Армавирском автовокзале набить! Будем надеяться, что это открывается третий глаз, и на всякий случай одевать каску…

Итак, мы, как вы уже поняли, в Армавире и садимся на автобус до Майкопа. Это Олег, который сидит с прижатой к шишке холодной банкой «Пепси», это Ирина, которая сидит с прижатым к себе Олегом, и я - Пионер, который развалился в кресле ЛАЗа и похрапывает. Негодующие бабушки остались в Саратове, друзья разбрелись по походам, а нас ждет плато Лагонаки. После двух месяцев проведенных в тундре, июльский Кавказ поражает своим буйством красок особенно. Особенно если еще в конце июня в тундре выпал последний снег, а здесь фикусы разные цветут, бабочки всякие, там, пчелы… Стоп! Пчелы - это серьезно. Олежа, быстренько отойди от домика, где живут пчелки. Нет, это не теремок. Нет, это не та Бабушка-Пчела, которая Мухе-Цекотухе меду принесла. Нет, это не…. Значит, слушай, друг мой, внимай, папа твой с этими полосатыми мухами пару раз излишне тесно пообщался и более не жаждет. Повторяем вместе: полосатую муху не ловим, не прижимаем, кыш ей не говорим. Если начинает кружить рядом - стоим смирно и громко зовем маму или папу. Ну, пошли что ли!

Папа! Давай договоримся по хорошему: я, суп есть не буду, а ты мне свои печенья отдашь…

Лесники в Гузерипле нам пропуск не дали – соответственно и сорвалось взять у них машину, и поэтому мы не торопясь, двигаемся вверх по прекрасной асфальтовой дороге, жалея, что отпустили дедушку Каплана с «Волгой» (53-20-60 в Майкопе). В горах недавно прошли дожди, и за водой приходится ходить к незамутненному ручейку метрах в пятидесяти от лагеря. Конечно с ребенком, и с котелком, и с грязной посудой, которую надо помыть, и все по влажной глине, и .. Черт! Это был котелок с водой и практически сухой и чистый ребенок. Был. Достанется нам теперь на орехи от мамы. На какие орехи? Хм? На грецкие, наверное…
     А та грязюка, по которой мы ходили на чистый ручеек, оказалась просто асфальтом по сравнению грязюкой, которую мы встретили перед лагерем дорожных строителей. К неописуемому восторгу Олега, который был помещен поверх моего рюкзака. Временами его брала Ира, и благодарность моей шеи не знала границ. К тому же перед походом была куплена видеокамера, которая висела на той же шее и счастья не добавляла. Дорога плавно поднималась вверх, солнышко - к зениту, а мы - к перевалу. На поворотах встречались лужи, в которые непременно надо было кинуть камень. Камень зачастую тащился от предыдущей лужи. Далее пошли лужи поменьше, но они стали встречаться гораздо чаще, и скорость наша начала катастрофически уменьшаться – камень-то надо кинуть в каждую, указать наличие (или отсутствие) в оной луже головастиков, найти очередной камень, а тут уж и очередная лужа…. Нашу скорость спасли водопады. Водопады проходили по Олеговой классификации как «фонтан-бурун». Фонтан наоборот, наверное. Кстати и грязь закончилась, и шея снова воспряла. Мимо проехал ЛуАЗик, из которого выглянули туристы. Хотя по планам и предполагалось доехать до Партизанской Поляны на автомобиле, но мы с Олегом уже возлежали на ковриках вокруг горелки под противосолнечным зонтиком и поэтому их проигнорировали. Кстати, дорожники довольно споро ведут асфальт к Партизанке, и скоро туда можно будет заехать на велосипеде. Хорошая идея - дарю.

Вторая стоянка нашлась уже к семи вечера. Она обладала живописным видом на две стороны, ручейком, который водопадом сбегал в ущелье, полянкой с кострищем, и местом под палатку. В живописные виды были покиданы камни, в ручейке устроен сплав, на полянке политы из миски цветы и угол палатки, в кострище положены дрова и пучок травы, а на полянке собраны дуги для палатки. Через пару минут дуги для палатки были превращены в удочки и одним концом положены ручей, дрова назначены корабликами и спущены в ручей, и через водопад, в ущелье, а цветы велено было «сфотохеговать». Пока Ира стелилась в палатке, стоянка стала цивилизованной детской (хотя у меня на работе бардак, пожалуй, не меньший). Потом мы начали готовить покушать. Аппетит у ребенка в горах приближается к аппетиту бурильщика среднего тоннажа, но путем невероятных усилий Ира сумела преодолеть традиции и составить раскладку не на обычные 600 грамм/сутки, а довести ее до 1200. Таким образом, мы были временно избавлены от угрозы голодной смерти, а вес моего рюкзака начал сравниваться с весом водного рюкзака эпохи Сумульты. И блестяще подтвердилась теория Сухоловского И., в кратком варианте гласящая: « рюкзак забивается под завязку независимо от длительности похода и объема рюкзака, вес же его стремится к максимуму». Причем формулировку он сделал, не пользуясь, какой либо теоретической базой, а исключительно на животном инстинкте, сравнимом разве с инстинктом какой-нибудь гусеницы. Ей же никто не объясняет как надо закукливаться и превращаться в бабочку, а он так же шил рюкзаки, и довольно не плохие? Минуточку, кажется, пока я отвлекся, этот гениальный ребенок выяснил, в каком из пакетов находиться сгущенка и пытается добавить ее в кашу, где уже лежит тушенка. Ну и чем мы объясняем свои действия? Вкуснее будет, наверное? Наверное, наверное…
     Но давай отложим сгущенку до чая по-пиратски. Чай по-пиратски, это значит, мы все заползаем в палатку и пьем чай, сидя на пенках. Кстати о сгущенке. Этот продукт, упакованный вместо обычных жестянок в картонную тару с завинчивающейся крышкой (по-моему, что-то из серии «Укуренный молочник») обладает поистине феноменальным свойством никогда не кончаться. Одной стограммовой картонки хватило на пять дней, это притом, что жестянки хватает максимум на раз!
     А утром гены взяли снова свое – ребенок устроил сплав по ручью мелких щепок, крупных палок и родительской посуды. Посуду, впрочем, удалось спасти. Ира клялась, что слышала, как бегающий вдоль ручья Олег бормотал что-то про «обивняк», «поёжик», и «улофко». И я был склонен относить это на счет ее фантазии, пока ухнувшая в ущелье щепка не сопроводилась восторженным воплем Олега: «Оп, и не зачаились»! Учитывая, что Олег это уже третье поколение саратовских водных туристов, попавших по недоразумению в горный поход, ему было запрещено слишком близко подходить к водопадному сливу. Это, однако, не помешало ему кидать туда камешки. Выход был омрачен нежеланием уходить от ручья, пришлось пообещать, что непременно найдем еще ручей, и побольше. Пытался ему по пути рассказать про море, вследствие чего Олег решил что море - это такая большущая река.

До моря идете?
Нет, мы на речку идем, на большую-большую.

Постепенно дорога превратилась в тропинку, и начала петлять между огромных валунов и пересекать ручьи. При пересечении ручьев Олег держался молодцом: не вопил, не брыкался, и не кидал камни. То есть подошел к наведению переправы ответственно, чем изрядно порадовал Иру, которая отказалась фиксировать эти кадры на видео, по причине возможного расстройства бабушек. И в этот же день случился загул…
     Поленившись достать компас, отклонились в сторону градусов на тридцать и потеряли около трех часов. Лень усугубилась высокой и колючей травой, и желанием побыстрей из нее выбраться. Олег забастовал: с уровня его роста была видна лишь узкая тропинка, а по бокам закрывали солнце колючие заросли. Зато радости его не было предела, когда посадили в шейно-верховую посадку. Еще бы: солнце, деревья, скользкой глины под ногами нет.… Пообедав и сориентировавшись, пошли к перевалу и только тут обратили внимание на то, что тропа-то, собственно говоря, промаркирована! Ну конечно, это не для нас! Двадцать раз в год бегаем с картой и компасом на различных соревнованиях, не считая обычных тренировок, с Кубка России по ориентированию только что вернулись - на кой черт нам сдалась эта маркировка!..
     С обнаружением маркировки жить стало лучше, жить стало веселей.… Хотя Олег периодически ехал на загривке, у меня, отпала необходимость выбирать направление между десятком одинаково утоптанных дорожек.
     А вот на перевале был дубак. Скинутый рюкзак продолжал греть окружающий воздух, но отнюдь не меня. Скормив Олегу апельсин (он честно выделил маме и папе по дольке), бегом бросились вниз. На такой высоте (2000 м) я ни разу не был, и ждал наступления «Горняшки». «Горняшки» почему-то не было, хотя со слов знакомых горников, моя голова была просто обязана ее подхватить. Но видимо сказалась акклиматизация в виде ежемесячных перелетов. На Олега «горняшка» подействовала и он начал петь песни, а мы подпевать. И тут за песнями не заметили одной очень важной вещи: за перевалом не было воды – ни единого мало-мальского ручейка… Для водников это серьезная подстава, между прочим. Не знаю как Вы, а для меня слово поход – синоним слову река, и в такой ситуации я даже несколько растерялся. В действительность меня вернула вода, прилетевшая с неба. «Кажется, дождь собирается, кажется, дождь собирается, кажется, дождь…», - зачастила Ирина, набирая скорость. И на четвертой передаче мы вылетели на еще один перевал - Армянский, благо высоты для этого набирать не пришлось. «А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи», - начал цитировать Олег из бессмертного Айболита. Блин! Похоже, Корней Иваныч писал эти строки с натуры, и я даже знаю с какой! В долине, где мы собирались ночевать, собирались настолько черные облака, насколько черным бывает негр на Лыжне России! В долину мы явно не успевали, и пришлось встать на полочке в километре от Приюта Фишт. Стоянка была чрезвычайной - чрезвычайно маленькой и мокрой. И с трех сторон ее украшали глубокие, лесистые обрывы. Не то чтоб отвесно-опасные, но падать туда не хотелось.

Олежка не птица - он летает плохо.

Пока Олег развлекал Иру цветомузыкой из трех фонариков в палатке, под аккомпанемент проливного дождя, я ухитрился сготовить ужин в тамбуре. Палатка у нас большая для троих, примерно 210 на 210 плюс тамбур в метр, так что Олегу хватает места для игрищ, и без риска влететь в котелок.
     А утром была хорошая погода и манка. Олег молча съел свою порцию, подошел ко мне, положил печеньку, забрал мою кашу и съел и ее. Аппетит у него явно разыгрывался в геометрической прогрессии, и я уж начал думать: достаточно ли я захватил с собой на море денег. Деньги нам понадобились гораздо раньше, чем мы дошли до моря…. На приюте Фишт нас ждал магазин. Ассортимент был не богатым, но достаточным, во всяком случае, нужный нам товар был представлен в широком ассортименте.
     Самое вкусное пиво, которое я пил, это пиво, которое прохлаждалось пару минут назад в снежнике под перевалом Белореченский. Так что господа водники, путь к истокам каньона Серегина я знаю, обращайтесь! А дальше стало хорошо: свой рюкзак я забросил под перевал, пока готовился обед, так что можно было взять на шею Олега и доскакать до перевала. А там еще стаканчик, а за ужином еще один…. А Олег тем временем скакал вокруг газовой горелки и объяснял мне принцип ее действия, используя в основном слова типа: пых, щелк, бочка (баллон видимо), ж-ж-ж, готова супа, можно и Олежке давать наверное. Пришлось давать Олежке суп и бутылку «фанты». Красителей в нем было столько, что еще сутки спустя ребенок ходил с оранжевыми щеками и подбородком.

(Про снежник) Папа! Смотри, зима лежит!

И тут пошел дождь. И дождь пошел тут. Тут, в смысле, в этом самом конкретном месте. Слева и справа склоны освещались солнцем, вверху на перевале и внизу в долине, погода была просто изумительной, а мы сидели на тропе под командным тентом (человек на 10 не меньше) и слушали, как бабаянит дождь., и как тропа, на которой мы сидим плавно превращается в ручей. Тут отчего-то мне захотелось горячего чаю, а не пива. К счастью ручей до сплавных размеров не вырос – старик Фишт минут на 15 задумался, о том, не спустить ли на нас вдобавок град – и мы как раз успели выскочить из зоны его мокрого влияния. Перенацеливать облака он не стал, а стал поджидать следующую группу. Зато на перевале нас поджидали дохлости, которые Ира называла окаменелостями и пыталась набрать побольше. Из карманов почему-то моего рюкзака, впоследствии были извлечены отпечатки морских водорослей, какой-то Юрской сколопендры, морской еж с изумленным выражением колючек, и прочих фораминифер и радиолярий без счета, общим весом килограмма на три. И это за получасовой передых! Если бы там встали на стоянку, то пришлось бы нанимать у пастухов лошадь. Между тем Олег согласился надеть шапку велосипедную, но вот от обвязки отказался категорически.
     Через некоторое время показались горные коровы (мы же в горах все-таки, Вы еще не забыли?)

Мама! Корова сказала: Молока кому-у-у-у-у!

Нам молоко было не нужно, хотя вывеска, гласящая о том, что в свободной продаже имеется сыр, брынза, молоко, сметана, зазывала налево. А вот с маркетингом там дела обстояли не ахти. Широкая набитая тропа вела мимо указателя на перевал, а узенькая, заросшая колючими кустами, - к сыру и молоку. Делать крюк с потерей, хоть и небольшой, высоты крайне не хотелось. Нет бы, вот дорогу к сыру расширить, кусты повыдергать – хотя бы метров 40, а дорогу на перевал чем-то завалить на те же 40 метров. Теми же выкорчеванными колючими кустами. Туристы бы повалили валом и без вывески.
     А перед перевалом стоял летний лагерь. Там жили пастухи, туристы и просто отдыхающие. Олег тут же стал звездой местной тусовки и кратко прочел лекцию, предложений в семь примерно, о его путешествии по Кавказу. После чего были ответы на вопросы и прием конфет от восторженных поклонниц. После пресс-конференции Олег в сопровождении официальных лиц соизволил подняться на перевал Черкесский и передал пламенный привет бабушкам, что и было записано на видео. Дубля с третьего. А это, между прочим, последний перевал и далее нас ждет теплое море, вкусный шашлык и еще там уже каждый выберет… Наивные молодые люди! Через час встретили группу туристов из Адыгеи, которые просветили нас по поводу предстоящего сброса высоты. Мнение группы заслуживало уважения, так как они уже здесь ходят не первый год, а на троих им было 210 лет. Нам же на троих и 70 не было. Переночевали на секретной полочке, которую указали нам соседи.

(В сторону Олега) Вон смотри! Какой «эдельвейс» растет.
(С возмущением) Я – Олежка!

А вечером случилось ЧП.… Но мы пока допивали пиво и про ЧП даже и не думали…
     Вечер с ЧП. Принимая котелки, Ира поскользнулась и набила здоровенный синяк на правом бедре. Но котелок не выронила. Все.
     Для вас, толстокожие, это может смех один, а для кого-то трагедия – ей через два дня купальник одевать! А что бы такой синяк скрыть или новый купальник, или в солярий до образования корочки, да и все равно не поможет! Вот если бы я не пошла котелки принимать, ты бы виноватым может, и не был бы!
     Так что теперь Иру мы с правой стороны бедра не фотографировали. Еще ее не фотографировали с немытой головой, не снимали непричесанную, а также в неэстетичных, по ее мнению, положениях и позах. Процесс видеосъемки приобрел мучительный характер, и пришлось его временно приостановить.
     Спуск, названный «Веселым», полностью оправдал свое наименование. Наспускались до хохота. Все время круто, скользко, и долго. Олег на спуске подобрал ветку, большую и лохматую. Ветка застревала во всех кустах, корнях и камнях, но он ее упорно выпутывал и тащил за собой. Предложения оставить эту палку и взять другую, более удобную в носке, у него одобрения не нашли.

Мама! Это, это, это… Дровишки это!

Окончание спуска ознаменовалось каким-то странным гулом. У-у-у-у, гудело где-то, сильно напоминая готовую к взрыву трансформаторную будку. Где-то оказалось над нашими головами. Там проходил такой феноменальный трафик пчел и нектара, что некоторое время мы даже остолбененели. Бабук-Аул Пчелиный! Затем затяжным спуртом донеслись до домика лесников. Лесники убедили нас, что их пчелы кусать нас не будут (на кой вы им, у них медосбор), да и вообще: «Наши пчелки мирные, если их не прижать не кусают». Надо сказать случаев покуса в нашей группе и правду не было. Тропа превратилась в дорогу, а значит, можно было уже не торопиться. Добрые лесники угостили яблоком, Олег яблоко взял и засунул в карман. Получив второе, поступил также. Карманов у него было три, и лесникам стало интересно, что будет дальше…. А дальше Олег продолжил свой путь к морю с тремя яблоками в карманах, и еще два были зажаты в руках. Поскольку, нести в руке яблоко, и держаться за мамину руку было неудобно, поступило предложение:

Мама съешь Олежкино яблоко, и Олежке дай тоже.

Впрочем, на предложение передать яблоки на хранение из карманов в рюкзак, был получен отказ. Переход через подвесной мост был отмечен дискуссией о том, сплавная это река или так себе? Решили что так себе, прочитав в описании, что по ней осуществляют катание туристов на рафтах. Чуть далее появились рекламные плакаты приюта Бабук-Аул, и поход можно было считать оконченным, с чем мы все друг друга и поздравили…

Пока еще не конец

Как я жестоко ошибался! Попуток нет, одни УАЗеры, которые катают отдыхающих курортников. То есть, то, чем занимается наш хороший знакомый в свободное от работы время, оказывается, может приносить хороший доход! И все 18 километров, до 16:00 мы проделали своими ногами. Ну, почти все, кое-кто, для увеличения средней скорости проехал на шее.

Папа! Там дальше грязно! Я больше за волосы держаться не буду! Только за голову
… или уши.

И все же, несмотря на риск опоздать на автобус, Ира решила помыть голову. Тем более что начались такие миленькие водопадики. Потому, как заявила она в официальном пресс-релизе: «… с немытой башкой я как дура с немытой башкой! А вам, мужики, неплохо бы побриться»! В процессе бритья, мытья головы и кидания в ручей камней, ниже по течению появилась группа курортников, осматривающая водопады.
     - Скажите, а эта вода ледниковая?
     - Конечно! Ледники горы Фишт в настоящий момент… (далее по учебнику)
     - А вода минеральная?
     - Конечно! Вода предгорья горы Фишт… (тоже самое)
     - А ее можно пить?
     - Конечно! Экологически чистая вода горы Фишт…( опять тоже)

Тут появилась счастливая Ира с мылом, шампунем и полотенцем. О! Сколько укоризны было в глазах экскурсовода! И сколько глубокого разочарования, некоторого страха, и, наконец, ужаса, мы увидели на лицах пьющих воду отдыхающих. Честно? Мне стало стыдно. Испортили людям отдых. Вкус воды горы Фишт, наверное, еще долго будет им вспоминаться.
     А на автобус мы все-таки успели. И ехали вместе с тридцатью шестью школьниками из Мордовии (или как они себя называли Мордовцы), возвращающихся с Лагонаки.
     И уже вечером мои натруженные пятки отмокали в Черном море.

Домой приедем, еще в поход поедем, и будем дровишки жечь и сосиски жарить

Конец

Армавир - Майкоп – п. Гузерипль – п. Фишт – п. Бабук-Аул Июль 2006 г.

Афанасьевы: Андрей, Ира, Олег afanasievy_ai@mail.ru
Поиск по сайту

Случайное фото
Shoutbox
You must login to post a message.

08-08-2023 16:34
еще какая))) сам регулярно захожу и читаю что было 10 лет назад

02-08-2023 01:45
Ностальгия хмуро и неодобрительно

09-01-2023 13:35
всех с наступившими праздниками!

01-01-2023 19:42
Главное - не унывать и на нашей улице обязательно тоже будет Праздник !!!

01-01-2023 19:41
С Новым Годом, СарБайк !!! Всех благ, новых свершений и сотен километров дорог !

13-07-2022 10:49
всем привет!

05-07-2022 17:14
👌

01-07-2022 18:35
Привет, можем возродить барахолку -- создал новую тему на продажу по-доброму и с улыбкой

30-06-2022 22:28
Всем привет. Очень давно здесь не был. Брахолка сдохла?

27-06-2022 09:52
улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала