Глава первая, отъезжательная
Глава вторая, спортивная
Глава третья. Туристическая
Приложения
Глава вторая, спортивная.
Собственно говоря, в Скандинавию мы ехали поучаствовать в соревнованиях по спортивному ориентированию: FIN-5 в Финляндии и O-Ringen в Швеции. Но про O-Ringen расскажу чуть позже, а пока про старты в Финляндии.
Провозглашенный центром FIN-5 городок Хамеенлина, куда мы добрались уже под вечер после осмотра Хеурека-центра (Heureka) под Хельсинки, оказался весьма удаленным от того места, где предполагалось поселиться в палаточном лагере и не менее удаленным от места, где планировалось на следующий день стартовать. На наше счастье добрые организаторы предложили нам разместиться на небольшом финском хуторе в километре от места старта. Мы рискнули и не пожалели.
Продолжение.
Ну, значит, про фиников и соревнования. Масса всяких ларечков с сардельками, мороженым, народным творчеством, спортивными и околоспортивными товарами и лакричными трубочками. Первые и последние особенно рекомендуем! Финская сарделька это роллс-ройс в мире колбасных изделий (с позднее опробованными шведскими ни в какое сравнение не идет!), что мы с Олегом несколько раз имели возможность оценить пока ожидали Иру.
- Игореха! Сосиску заценишь?
- У-ук!
Ко всему прочему еще заценили мороженое, а когда прибежала мама, заценили еще беговуху для Олега. Тут же решили ее (беговуху) протестировать в деле – купил карту, арендовал чип и пошел с детьми на дистанцию. Детские дистанции там своеобразны. Во-первых, от КП до КП провешен, с небольшими разрывами, белый пропиленовый шнур. Провешен не по прямой, а разными обходными вариантами. На карте он также обозначен. Если идти по нему, то на КП ребенок выйдет, не заблудится, но гораздо выгоднее идти, соображая самому. Олег просек сие КП к третьему- пятому. Пару раз, правда, впадал в ступор, в местах, где шнур вел влево, а карта указывала направо. Не без папиных указующих подсказок, вышли на финиш. Финиш по-фински – это, прежде всего, зрелище. Нечто подобное можно увидеть, когда по телевизору транслируют биатлон. Шесть коридоров, окруженные толпой болельщиков, и все что-то кричат, подбадривают, улыбаются. Настроение прет резко в гору, не бежать просто нереально! На финише проверяют чип, выдают распечатку и сувениры от спонсоров, и – в душ. Здоровенная душевая располагалась чуть в отдалении. Вода была, правда, весьма бодрящая!
Для совсем маленьких была предложена еще одна забава – маркированная трасса Rastiralli и карта, если не соврать, 3000 масштаба. На КП надо было выполнить какие-нибудь несложные упражнения: ручеек перейти по камушкам, веревки параллельные, качающийся мостик. А на финише всем выдавали мороженное.
На следующий день планировалось Олега и Игоря оставить в детском садике – тут было и такой, за относительно небольшую денежку. Детей там обещали даже накормить. В роли воспиталок были студентки местного социального университета (симпатичные такие девчонки!) и бабушки-добровольцы. Итак, дети отправились в садик (муксулла по-фински), а родители отправились на дистанцию. Без шипов, конечно, делать в финских лесах особо нечего, ибо местами только ползком. Скачешь под скальником, поскуливая от нетерпения, и мучительно соображаешь, с какой бы стороны на него ловчее залезть, а тем временем счастливчики в трех метрах над тобой ловко берут КП и ускакивают в никуда.
Перепрыгивая заросшую канаву, неточно рассчитал расстояние (ну заросшая она, и противоположный склон ее был скрыт густой травой) – приземлился на четыре точки и непроизвольно воскликнул: "БЛин, Я неловок!". В туже секунду рядом, с воплем "Шайсе!", аналогично приземляется, очевидно, немка. Что-то я сразу Наталью Светлакову вспомнил...
Долго не мог понять, по какому критерию определяют цвет на карте: вроде бы вокруг лес не меняется, а на карте, то по белому, то по зеленому бежишь. Под ногами последовательно были и камни, и болото, и мхи. Дороги тоже, от каменистых, до грязнозаболоченных троп. Похоже немного на Карельский перешеек, но только немного. А сколько там было черники! Вечером пошли ее лопать, заодно и погуляли и пофотографировались.
На этом хуторе находился такой маленький навес с дровами, лавочкой и оборудованным для жарки сосисок кострищем. Олег сходу пошел знакомиться с местными большими дядьками, потом пришел туда финский ребенок и Олег припахал его делать ремонт в сарае. Нашел гвозди, старый молоток (топор финны благоразумно спрятали) и начал усердно заколачивать гвозди в чурбаки. Все были счастливы.
На следующее утро, сразу после очередного старта и следующего за ним обеда, нам предстоял переезд до парома в Турку.
Немного поплутав по окрестным проселкам, мы выехали-таки на трассу и уже через полтора часа были в пригороде Турку. Перед въездом в город закупились в дешевом супермаркете и отправились на поиски парома. Самостоятельно найти его не смогли (поскольку времени было «в обрез», а нужный нам указатель мы, очевидно, пропустили), поэтому взяли языка. Добрая девочка за рулем микроавтобуса потратила 10 минут, чтобы проводить нас до терминала. Как ни странно, но у нас не было ни дня, когда бы мы не блуждали, ища ту или иную точку. Но, честное слово, по происшествии пары месяцев я чаще вспоминаю не скоростной автобан, а именно те небольшие дороги в финской глубинке, где мы крутились, ища аквапарк, магазин, старт, музей...
На перегоне к Турку видели аварию - не разъехались две машины, но вроде никто не убился. Чуть далее видели мотоциклиста, устанавливающего таблички с надписью "Аlk": лось, стало быть, аккуратнее. И через триста метров на обочине стоял свеженький "Сааб" без стекол и капотом в гармошку. Сааб впечатлял, и мы стали чаще останавливаться и отдыхать папу.
Но что то я отвлекся, мы же приехали на терминал "Викинг Лайн" в Турку. Билеты были куплены заранее, и пристроившись в хвост очереди нам оставалось только их получить. Кассирша в окошечке знала, как минимум пять языков, в том числе и русский, и проблем с общением не возникло. На паром въехали медленно, строго выполняя все указания служащих-парковщиков. Они стояли через каждые 30-40 метров и понятными жестами показывали куда ехать, и где парковаться. Плотность парковки примерно как в среднеазиатском автобусе в час пик: бампер к бамперу. После парковки, следовало взять нужные вещи и по проходу идти на верхние палубы согласно купленным билетам. Билет – это такая магнитная карточка наподобие как в московском метрополитене: при вставлении в замок двери автоматически срабатывает. Каюта похожа на купе – СВ в девятке, только чище и с туалетом-душем.
Паром зело велик! Образно говоря, это плавучий универмаг с развлекательным комплексом, гостиницей и парковкой, который неспешно движется со скоростью 38 км в час между родиной Мумми-Троллей и родиной Карлсона-который-живет-на-крыше. Кстати, не забудьте взять с собой на паром плавки – всю носовую часть занимает сауна (недаром все-таки говорят, что финн сперва строит сауну, а уж потом домик вокруг ея).
Поужинали в каюте (хотя это и запрещено правилами) и отправились гулять по палубам. Спустя некоторое время дети прописались в детской игровой комнате: прыгали на батуте, разбрасывали мягкие игрушки, ныряли в аквариумах с шариками, строили дом из гигантских кубиков. Двумя часами позже их, полусонных, пришлось уносить спать. А финско-шведская дружба между тем продолжала укрепляться пивом из дъюти-фри, пением караоке и телеком в спортбаре.
Немного забегая вперед, скажу, что обратный путь мы проделали на этом же самом пароме, но уже дневным рейсом. Пока Олег выигрывал призы в детской комнате, а мы с Игорем выбирали выпивку домой, Ира искала способы накормить голодное семейство. Завтрак, конечно, был дешевле обеда, но экономить было грех - когда еще попробуем... И вот мы в шведском (или финском?) ресторане со «шведским столом». В конце отведенного для обеда часа из-за стола выползали один обожратый тюк и два маленьких тючка. "Куда?" – остановил нас слабый стон Ирины, – "А десерт я за вас доедать буду?" Печально посмотрев на Ирину, мужики тем не менее побрели к выходу. Не знаю о чем думал Игорь, Олег был невесел, так как не хотел отдыхать в каюте, а меня мучила мысль, что сколько еще осталось вкусностей даже не попробованных, одной селедки только сортов 30... а лососины... хотя мясо было так себе... Кстати, вздремнуть бы! А Ира между тем продолжала наслаждаться восемью сортами мороженного и бутылочкой красного. За рулем был как всегда я…
Утром мы оказались уже в Стокгольме. Ну, здравствуй родина Карлсона, Пеппи, Лененбергского Эмиля и прочих северных народностей! Двигаться по городу рекомендую только в правом ряду, с оглядкой на ВСЕ указатели. Имеющаяся у нас карта для туристов, категорически не годилась для вождения автомобиля. Город старый, ни разу не бомбленый с 17 века – все улочки кривые. Под городом много тоннелей и большинство автомобильных развязок в них, а названия этих развязок чаще всего не совпадают с ожидаемыми, если пропустил нужную, то хрен с автобана съедешь и уже несколькими минутами спустя оказываешься совсем в другой части города. Помотавшись с час и потратив с десяток литров бензина по 60 рублей за литр, добрались до Экеберг кемпинга (Ekeberg Camping). Он, пожалуй, был ближайшим к парому Викинг и к тому же расположенным на нужном нам направлении. Здесь немного шумновато и многолюдно, но зато рядом метрополитен, магазины, халявная мойка машины, пляж и Икея.
Разместились, пообедали и выдвинулись смотреть Стокгольм и Пеппиландию.
Посетите непременно последнюю, только прочитайте предварительно пару скандинавских сказок - вас придется долго тащить оттуда за уши! Вас сажают в полуоткрытый вагончик, выбираете язык на котором будете слушать (языков около 20, русский есть), и вагончик едет по фрагментам любимых с детства сказок Янссон, Линдгрен, Андерсена..
- Папа! Мы правда стали маленькие как Нильс?
- У-ук?
- Нет, конечно, это же сказка.
-А я подумал как же ты рулить будешь?
После мы мимоходом посетили древнекоролевские хоромы, зашли в музей корабля Ваза. Чем то он мне напомнил музей техники в Милане – тот же долгий рассказ о том как поднимали корабль/лодку, причем причины утонутия были одинаковые - чье-то разгвоздяйство. И более они были ничем не прославлены.
А вот Скансен (Skansen Museum)... В Скансен хочется вернуться еще раз. Не буду рассказывать Вам, про этот музей под открытым небом - про него отдельную книгу писать надо, и не одну, скорее всего. Жалко, что в России подобного практически нет! И вообще, два дня на Стокгольм это мало! Сюда надо приезжать на неделю с велосипедом. Причем первые два дня надо просто сидеть на лавочке, пить кофе и жевать лакричные трубочки... А уж потом, не торопясь, на велосипеде, ехать смотреть все что захочется (там, кстати, велосипедистов не давят - их там любят!). Супруга моя дражайшая, поначалу бросалась фоткать каждую красивость, Олег высматривал карлосонов, Игорь у-укал и тихо, чтоб не засекла мама, лопал заморскую лакрицу, а я просто гулял, и тихо, чтоб не застукала супруга, подкармливал Игоря трубочкой.
Кстати, банкоматы в Швеции могут стоять кверх ногами - суешь по-привычке карточку полоской вниз, а тебе шиш. Суешь вторую - аналогичный результат. После того, как паника проходит, читаешь инструкцию на банкомате, переворачиваешь карту и счастливый получаешь наличные.
Не торопясь прогулялись и обратно до метро ехали уже на автобусе.
На следующий день я и Олег остались в кемпинге, чтобы подготовится к поездке и искупаться на пляже, а Ира и Игорь отправились осмотреть Старый Город (Gamla Stan) и попутно показать Игорю, где вручают нобелевские премии.
На пляже Олег долго вопрошал, умею ли я прыгать с вышки и в завершении разводилова попросил продемонстрировать. Пришлось для поддержания авторитета сигать в прохладную воду. А провокатор тем временем стоял на берегу и комментировал. Сварили обед и по приходу экскурсантов, быстренько рванули в сторону Экши. Там, через сотню с небольшим километров, нас ждали очередные старты "О-Ringen".
Спортивный лагерь О-Ringen расположили на территории аэродрома шведских королевских саперов. Поначалу как-то сразу и не сообразил, но пока я ходил заявляться, то краем глаза заметил какие-то баллистические таблицы, мишени. Ну а когда дети принялись делить стреляные гильзы, тут все стало на свои места. У шведов можно было заявиться и на мультигонку, не удержался, пошел интересоваться. Там на нас с Игорем напали шведы и долго и возбужденно рассказывали про Red Fox этого года, до тех пор пока Игореха не объявил об окончании беседы. Шведов, на мой взгляд, понимать проще, даже вывески у них более читабельны. А народу понаехала тьма, кто ж знал, что шведы так любят бег по лесу. Как следовало из выданной брошюры, сюда съезжается аж 4% народонаселения Швеции (- Обалдеть!..). Наконец мы увидели российский флаг и расположились около москвичей и итальянцев. Олег нашел подружек, Ирина нашла готовку ужина, а мы с Игорехой пошли прогуляться. По пути встретили земляков с подмосковья, и в скором времени их тарахтящий минибас припарковался рядом с нашей палаткой - ну что им по ночи где-то искать место, а итальянцы потерпят до завтра. Первый день должен бежать я, чему собственно был не шибко рад - назревал сперва дождь, затем капитальный дождь, и в итоге мне уже было пофигу - лишь бы бежать и греться. На карте обозначены проходы, через опасные, по мнению организаторов, места. Я таким сервисом не слишком часто обласкан был и посему попытку остановить и направить меня обходным путем по мостику воспринял не сразу. Еще немного времени ушло на карабканье по скальникам, еще немного на... В общем, все было чуднО и в диковинку, удовольствие получил, но ближе к концу. Вечером был поход по спортивным магазинам - купили то, что не купили в Финляндии: костюм от дождя Игорю и носки родителям. Папу тянуло в спортбар, но условие его посещения, выдвинутое Ирой, было неприемлимым, так что пришлось ограничится бутылочкой пива под тентом - спасибо Гавриловым за подаренные стулья.
- Игореха! Вот это сгущенка, то есть консервированный аналог мамы. Просек?
- У-ук!
- Только сильно не увлекайся, а то слипнется.
- У-ук!
Банку, впрочем, пришлось отбирать силой.
Кстати, если идти в магазин дня через два после открытия, то можно купить что-либо с изрядной скидкой. Кстати, шведских денег я в руках так и не держал - везде брали карточки: не везде VISA, но практически везде Mastercard.
А наш ночной сосед подвернул на дистанции ногу и предложил мне свой номер, а значит и старт следующего дня. Ну же, Ира, не подкачай! Финишируй до закрытия моего старта! Следующий старт будет только в Саратове. Итак, Ира унеслась в одном лишь ей ведомом направлении, а я с детьми выдвинулся на старт детской дистанции. Шведских денег у нас, правда, не было, но добрые судьи взяли и евро. 5000 масштаб, местами на дистанции провешены маркеры - прищепки с ленточками, на КП все как у взрослых: отметка чипом, толпа конкурентов, и забавные плюшевые игрушки - медведи, зайцы, белка, непременный лось, удав даже был..., в общем все, что населяет окрестные леса и полигоны. Следы пребывания военных везде - как у нас в Соколе. Игореха ехал у меня на спине и громко У-укал. Временами меня пришпоривали, а если я отвлекался, хватали за уши и направляли в нужную, по его мнению, сторону. Я немного снимал на камеру, немного снимали нас - детей с родителями было не меряно, пожалуй, даже больше чем в Финляндии. У шведов все-таки менее спортивно для детей, но более разнообразно и празднично. На финише нас уже ждал донельзя довольный Олег, которому, вручили журнал в качестве приза. Маму ждали долго. Однако ничто не вечно под луной, кончается когда-нибудь и путь Иры через поля и перелески Экши. Сдав детей, побежал сам...
Уже после дистанции обратный мой путь до лагеря (что-то около 2 километров) показался особенно длинным, но зато при подходе к лагерю имел возможность наблюдать выставку военных саперов: строительная бронированная техника, разнообразные мины, и примечательная небольшая машинка, размером с "Оку", которая должна ехать и стучать по земле перед собой цепями. Весьма заинтересованный сим механизмом подошел поближе, тут же подошел солдат в форме и спросил что-то по-шведски.
- Не, я не шпион.
- Speaking English?
Идет зовет кого-то, кто говорит по английски. (дальше с переводом)
- Это что за девайс такой?
- О! Это есть оригинальная шведская машина для разминирования. Едет, колотит цепями, а перед ней мины бабахают.
- Охереть! А если я там противотанковую поставлю?
- Откуда ты?
- Из России.
- О!
Видимо такой вариант не прокатывал и, посмеямшись, разошлись - я домой, а супостат оформлять рацпредложение.
На стадионе тем временем намечался концерт, и все наше семейство пошло гулять по лагерю. Везде разные забавы - от ряженых в костюмы 17 века, до разных конкурсов. Дети заработали пару значков, пару велофляжек и мячик с эмблемой O-Ringen. Велосипед, к сожалению, выиграть не удалось.
Глава первая, отъезжательная
Глава вторая, спортивная
Глава третья. Туристическая
Приложения
|