Среди стальных рам выделяется 3 вида стали, применяемых для создания рам: Steel - по просту говоря это обычные водопроводные трубы :-) из таких труб сварены все советские велосипеды . О характеристиках говорить нечего тяжелая, быстроржавеющая и легко гнущаяся рама..... High Ten - высоколегированная сталь: хорошо "дышит" на неровностях дороги благодаря своей гибкости, однако тоже характеризуется неудовлетворительными рабочими характеристиками и большим весом. Рамы из этого материала примитивны, плохо катят и ржавеют. Главное достоинство- низкая цена. Из этого материала изготавливают самые дешевые байки для начинающих. CroMoly - хромомолибденовая сталь: имеет все достоинства предыдущего класса, но она долговечнее, надежнее и легче. Из этой стали изготавливаются практически большинство велосипедом начального уровня, у каждого уважающего себя изготовителя велосипедов обязательно присутствует линейка велосипедов из CroMoly, как правило это комфорт-байки, детские велосипеды, горные велосипеды начального уровня, BMX. Кроме того не все знают, что рамы из хромоля применяются и в экстремальном спорте, некоторые производители изготавливают рамы для Дертджампинга и Стрита. Стоят такие рамы на порядок выше своих младших братьев, их стоимость начинается с 200$.
Также немаловажно отметить что при изготовлении рам высокого класса используется баттинг т.е. переменное сечение стенок. Рамы с тройным баттингом прочны и достаточно легки одновременно. В высококачественных баттированных рамах многие произвоизводители испльзуют трубы фирм Reynolds, Columbus, Tange (и ряда других), славящимися качественной проработкой материала. Наличие баттинга можно посмотреть непосредственно на самой раме- об этом всегда пишется на трубах. В случае какого- либо сомнения лучше почитать о данной модели в каталоге- продавцы даже в специализированных веломагазинах иногда не знают, что такое баттинг вообще. Маунтинбайки с хромомолибденовыми рамами высокого класса имеют отличный накат на любой дороге. К достоинствам хромомолибденовой рамы также следует отнести ее способность "писать трассу", то есть изгибаться на виражах и "помогать" байкеру. Это хорошо чувствуется на техничных трассах со множеством поворотов.
Положительный момент хромомолибденовых рам еще и в том, что их достаточно просто заварить в случае поломки, что особенно важно в путешествиях высшего уровня сложности. Они незначительно подвержены ржавчине.
Алюминий
Для рам используется три марки – это 7005, 6061 и 7075. Первый сплав самый дешевый и из него делают большую часть рам. Второй более прочный, но сложный в обработке, рамы из него соответственно более легкие и дорогие. Третий сплав самый лучший, из него рамы изготавливают очень редко.
Алюминиевые рамы получили широкое применение в велоиндустрии. Высококачественный алюминиевый байк мнгновенно набирает скорость от малейшего нажатия на педали, отлично идет в гору и позволяет великолепно чувствовать дорогу. Повороты проходить сложнее, чем на хромомолибденовой раме, однако при этом сам поворот проходится быстрее. Велосипеды с рамами высокого класса имеют отличные параметры по разгону, динамике и работе на подъемах, а также хорошую накатистость и прохождение крутых поворотов. (Единственный нюанс: люди с весом менее 70 кг часто не в состоянии "заставить работать" алюминиевую раму, вследствии чего ухудшается ее накат и скоростная езда по техничным трассам).
Для рамы из алюминиевых сплавов крайне необходим хороший передний амортизатор, в совокупности с которым она проявляет все свои положительные свойства.
Несмотря на то, что алюминий мягче стали, при изготовлении рам из алюминиевого сплава используют различные ухищрения для повышения жесткости, увеличения прочности и снижения веса: используют трубы большого диаметра, сложного поперечного сечения и переменного сечения по длине трубы (баттинг). Таким образом удается добиться очень высокой жесткости и алюминиевые рамы жестче стальных.
На сегодняшний день алюминиевые сплавы являются господствующим материалом, применяющимся для изготовления рам. Подавляющее большинство гонщиков кросс- кантри ездит на алюминиевых рамах. Этот материал также выбирают приверженцы параллельного слалома, фрирайда, агрессивного стиля езды.
Необходимо учесть такой нюанс как направленность рамы, т.к. рамы изготавливаютя для определенного вида катания:прогулочные, кросс-кантри, Dirt , Trial, Downhill, если на дертовой раме и получится постритовать или потриалить немного, то на кросскантрийной об этом лучше и не думать, не для того она сделана :-).
алюминиевые рамы начального уровня стоят 120-150$ , вес рам из алюминия 1600-2100гр.
Титан
Рамы из титана обычно используются на профессиональных велосипедах, в основном в кросс-кантри и триале. Хорошо сделанная титановая рама "работает" на пересеченной местности, эффективно гася вибрацию и обладает высокими ходовыми характеристиками. По многим свойствам она аналогична лучшим хромомолибденовым рамам, но значительно легче . Следует отметить поразительную способность хорошей титановой рамы не терять скорость на "тряской" дороге, щебенке и пр. Кроме того- титановая рама не боится никаких погодных условий и ее труднее поцарапать(потому, что его поверхность защищена пленкой оксида), поэтому титановые изделия обычно не красят, и они имеют характерный цвет со слабым блеском. Иногда для финиша рамы пескоструят и они становятся матового серого цвета или полируют и тогда титан похож на полированную сталь или алюминий. Она самая долговечная из всех материалов и может служить многие десятки лет без потери свойств.
Высококлассные титановые рамы делают такие фирмы, как Bianchi, Merlin, Litespeed, Wheeler, Mongoose, Colnago, Lee Cougan. Цены на такие рамы значительно превышают 1000$.
Производством титановых рам в России занимаются бывшие заводы оборонки. Причем используется титан, применяемый в аэрокосмической промышленности. Обычно это титан марки ОТ4 (5% алюминия, 2% марганца). Цены на российские рамы из титана раза в 2-3 меньше чем на зарубежные.
Вес титановых рам около 1400-1700гр.
Карбон
Карбоновые рамы очень легки: вес лучших образцов- чуть более 1200 грамм. Они могут иметь самые разнообразные свойства в зависимости от предназначения. Однако карбон критично относится к сильным точечным ударам: на раме образуется скол, который приведет к ослаблению или даже разрушению конструкции при больших пиковых нагрузках (хорошо, если не на горном спуске!).
Помимо этого- карбон больше других материалов подвержен износу.
На основе карбона изготавливают комбинированные рамы (их тоже называют карбоновыми). Они представляют собой пространственный каркас (алюминий, магний, титан), который расположен внутри самой рамы. Свойства получившейся рамы могут быть самыми разнообразными. При этом многие недостатки других материалов минимизируются. Например: рама будет хорошо идти в гору, но при этом в достаточной мере поглощать вибрацию и иметь хороший накат.
Самый большой недостаток рамы это ее цена :-).
Магний
Самая легкая из существующих на сегодняшний день. В России рамы из этого материала производит фирма Litech. Магниевые рамы значительно легче алюминиевых. По своим характеристикам магниевые сплавы немного отличаются от алюминия. Магний намного лучше поглощает вибрации. Но магний критично относится к агрессивным средам и пока не ясен вопрос с его надежностью и долговечностью. В экстремальных видах катания магний не пригоден из-за недостаточной прочности. Вес магниевой рамы около 1200гр.
Статья by Wray