КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТОРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
в первый год тренировки (и не только)
Когда мы видим человека на велосипеде летом? то воспринимаем это, как должное. Но значительно реже мы видим байкеров зимой. Хотя если разобраться? в этом нет ничего странного. Кончилось лето. Прошла дождливая осень, Выпал первый снег. Большинство байкеров запрятали свои маунтинбайки подальше и готовят лыжи. Кажется всё правильно, но…
Именно зимой, на снегу наиболее эффективно развиваются технические навыки. Такие, как умение ездить по мягкому грунту, равновесие и, кроме того, снежные трассы отличное средство увеличения силы ног.
Тем более, что пока на улице дождь есть время обдумать прошедший сезон и наметить планы на будущее. Исходя из этого, я и постараюсь изложить свой материал.
Маунтинбайк - всепогодный вид спорта, и не предъявляет больших требований к спортивной форме участника. Вполне возможно получать удовольствие от езды по сложнейшим гоночным трассам, но не меньшее удовольствие получит новичок от преодоления простенького подъёма, или катания по лесу.
Конечно, надо сразу определиться, чего ты хочешь достичь. Хочешь получать удовольствие, стать стройнее, улучшить самочувствие, или желаешь добиться побед на трассах. Хотя одно другому не мешает, и несколько уменьшив объём тренировок, можно перейти из категории спортсмен в категорию катающийся. Тем более, что не попробовав свои способности не определишь своих возможностей. И кто знает, может именно в байке вы, и сможете проявить себя в полной мере.
А пока материал в большей мере рассчитан на тех, кто уже сделал свою первую тысячу километров, а может и не одну, и хочет получить максимальный спортивный (или оздоровительный) эффект от своего увлечения. Тому, кто уже вышел из школьного возраста, но до пенсионного ещё далеко.
Сразу замечание о возрасте и здоровье:
1. За границей большинство гонщиков в большой спорт, тем более (профессиональный), приходят лет после 20. Исключения лишь подтверждают правила, и уж точно в юном возрасте у них больше играют в гонщиков, закладывая технику управления велосипедом, а не пытаются выжать все из юного спортсмена. Во всяком случае, перед лучшим из Российских гонщиков - Павлом Черкасовым выше по рейтингу по результатам 2001 года находится 8 спортсменов 30 лет и старше (например лидер сезона Bart Brentjens - 32 года, Thomas Frischknecht - 31 год, а Hubert Pallhuber вообще 36 лет, и если бы хоть кто то из наших молодых так ездил.)
2. Требования к здоровью при большом спорте достаточно велики, но если нет больших проблем со зрением, нет врождённых дефектов сердечно-сосудистой системы и проблем с почками и печенью (при больших объёмах на них идёт очень большая нагрузка), то вероятнее всего, что нагрузки Вы выдержите. Конечно, если Вы решили заняться спортом серьёзно, то проходить медицинский осмотр в спортивном диспансере совершенно обязательно. У нас в Питере это может сделать любой желающий. Если какие то проблемы есть, то не стоит расстраиваться, т.к. под влиянием тренировок (обычно требуется несколько уменьшить их интенсивность и более внимательно относиться к контролю своего состояния) многие болезни проходят, хотя в этом случае без консультации врача не обойтись.
Учитывая сложности с выбором и правильной оценкой рекомендаций изложенных в специальной литературе и желая несколько сэкономить Ваше время, я и излагаю дальнейший материал.
Основные концепции построения годичного тренировочного цикла
1. Выбор программы. Имея уже некоторый опыт тренировок и соревнований, надо раз и навсегда решить - чего Вы собираетесь добиваться - в перспективе Российского уровня, или уровня победителя местных соревнований. Хотя основное различие в тренировочном процессе заметно по истечению одного, 2-х лет тренировки, но принятое решение позволяет сэкономить уйму времени сил и средств. Я бы посоветовал по возможности попытаться, скажем, до осени, тренироваться по приведённой программе, а затем и сделать окончательный выбор.
2. Выбор велосипеда. Как не странно требования к технике у спортсменов ниже, чем у любителей погонять в компании. На первом этапе Вам необходимы: велосипед с растянутой рамой (лучше себя ведёт на больших скоростях), 24-скорости (дешевле), оборудованием не выше Deore, но не ниже Alivio (кроме заднего переключателя, который должен быть класса на 2 выше). Надёжные тормоза, два комплекта покрышек 2,10 - злые и 1,9-1,95 универсальные, контактные педали (обязательно), велотуфли (туклипсы более травмоопасны) и очень - очень удобное седло. Такие требования, исходят из того, что через год придётся приобретать велосипед для гонок более высокого класса, а этот будет служить тренировочным. Амортизационная вилка конечно дело хорошее, но для тренировочного велосипеда не обязательное (для соревновательного велосипеда ход вилки в 3" предел, т.к. более длинноходовые вилки тяжёлые). Тренировка на хорошем велосипеде вредна т.к. начинаешь его беречь, и эффективность занятия падает.
3. Форма - в меру своих финансовых возможностей, но основное требование - это должна быть удобная велосипедная форма. Подчёркиваю велосипедная, т.к. она специально разрабатывалась для удобства работы гонщика с большой интенсивностью и предохраняет Вас от потёртостей. Поэтому особое внимание надо обратить на велотрусы, которые даже зимой рекомендуется одевать на голое тело. То, что у Вас на них сверху могут быть одеты тренировочные брюки уже роли не играет. Зимой под не продуваемую одежду желательно одевать термобельё. Запомните - ничто так не портит впечатления от поездки, как неправильный выбор одежды велосипедиста. Летом, на мой взгляд, вообще альтернативы велорубашке и велотрусам нет, если Вы не собираетесь кататься (но не тренироваться) более получаса в прогулочном режиме.
4. Построение годового тренировочного цикла. Любая тренировка проводится на фоне имеющейся техники управления велосипедом, но не любой уровень техники позволяет эффективно проводить специальную велосипедную тренировку. Вывод - в начале своей карьеры на любой тренировке надо уделять внимание совершенствованию управления велосипедом (вне зависимости от сезона и вида тренировки). В результате необходимо - свободно проезжать на приличной скорости по петляющей колее (лыжне) шириной 15 -20 см не менее 100 м. Уметь съезжать с крутого склона с поворотом на право, и налево при заблокированном заднем колесе. Уметь проходить короткие подъёмы на грани переворачивания через заднее колесо. Уметь километрами ездить по песку. Раз и навсегда избавиться от напряжения в верхнем плечевом поясе, особенно на сложных участках.
Теперь собственно о годовом цикле. Обычно сезон начинается в декабре - после выпадения первого снега. Велосипедист к этому времени отдохнул (в чем обычно виновата осенняя грязь).
- 1-этап работа над техникой управления (снежные трассы) и сила мышц. Всего ~ 2 месяца. Объём - 100 км в неделю (можно ориентироваться по времени~ 6 - 8 часов в неделю). Тренировки 3-4 раза в неделю.
- 2-этап тренировка сердечно-сосудистой системы. Определяющим на этом этапе станет пульс (т.е. нагрузка на сердечно-сосудистую систему). С середины февраля до начала мая. Объём 150 (по снегу) и до 450-500 км в неделю в начале мая (преимущественно по шоссе). Темп - пульс 140-150 ударов/мин. После выхода на шоссе включаются 1 раз в неделю подобие интервальной тренировки (ускорение - пульс 165 ударов/мин около 10 минут времени и затем 5 минут -пульс 150 и так повторять от 3-х до 6 раз). Этап важный т.к. без базы дальнейший прогресс не возможен. Максимальная длительность одной тренировки до 4-х часов. 4-5 раз в неделю. Темп в основном равномерный, загонять себя на подъёмах не желательно. На любой тренировке хотя бы 2-5 раз для поддержки частоты педалирования, после спуска, необходимо раскрутить педали до максимально возможной частоты (плавный набор скорости, секунд 10- 15 поддержка и плавно сбросить скорость).
- 3-й этап тренировка специальной физической подготовки. Основная работа перемещается на грунт (кол-во тренировок на грунте за 1 месяц увеличивается с 2-х до 4 в неделю). Трасса желательна не очень сложная, без затяжных подъемов. Тренировки всего 6 раз в неделю. Время тренировки на грунте от 1 часа до 1,5 часа (разминку и заминку можно делать на шоссе). Средний тренировочный пульс в начале этапа (периода) ~ 150, в конце 160 (для специальных тренировок не менее 3-х раз в неделю). Основная часть тренировки в начале 30 мин, а в конце периода до часа. Начинается специальная тренировка подъёмов (допустимый пульс 175), спусков и прыжков. Объём обычно падает на 15-20% по сравнению с предыдущим этапом. Этап продолжается приблизительно до начала наиболее ответственных соревнований (обычно август).
- 4-й этап соревновательный. Не более 1 месяца. Тренировки подчинены расписанию соревнований. Тренировки высокой интенсивности (средний пульс 165-170) за 2 дня до соревнований, а затем день отдыха перед соревнованием, чередуются с восстановительными и специальными тренировками.
5- этап плавное снижение нагрузок (до 100 - 150 км в неделю) и увеличение тренировок на технику владения велосипедом.
Выводы: В годичном цикле уделяется много времени закладыванию базы, общий километраж не менее 10-12 тыс. км. Рекомендуется (особенно в 1-х двух периодах не увлекаться тяжёлыми передачами).
5. Построение недельного тренировочного цикла и отдельного занятия.Любая тренировка состоит из разминки (15 мин), основной части и заминки (около 20 - 30 минут пульс 130 -для улучшения восстановления). Разминка обязательна. Возможно, включить в разминку кроме езды на велосипеде и предварительное выполнение нескольких беговых или прыжковых упражнений. На 1-м этапе возможна замена велосипедной тренировки беговой (особенно после сильного снегопада). Недельный цикл состоит из 4-6-и тренировок и 1-го 2-х дней отдыха. Желательно чтобы между тренировками повышенной интенсивности были хотя бы 1-2 дня пониженной интенсивности. Лучшее время для тренировки во второй половине дня (летом). Если вводятся 2-х разовые тренировки то 2-я тренировка - (1-1,5 часа в невысоком темпе). Конечно, 2-х разовые тренировки рекомендуются более подготовленным спортсменам.
6. Питание. Пока не очень принципиально. За день до старта рекомендуется в основном есть углеводистую пищу. Пить в гонке надо не менее чем через 10 - 15 минут. Если гонка более 1 часа или тренировка более 2-х часов необходим приём жидкого углеводистого питания.
7. Восстанавливающие средства. Надо запомнить, что лучше недокатать, чем перекатать. Весной обычно проводится 1 цикл приёма витаминов (обычно Компливит). В соревновательном периоде цикл приёма витаминов содержащих микроэлементы (обычно К и Mg) обычно повторяется. Этого на первых парах этого должно хватить. На следующих этапах вашей велосипедной судьбы информации, Вам дадут более, чем достаточно, но знайте никакие таблетки не заменят правильно построенную тренировку.
8. Общие замечания. Более полно методики развития физических качеств (а на первых 2-х годах занятий это главное) изложены в специальной литературе. К сожалению литературы, где бы описывалась тренировка гонщиков кросс-кантри, нет. Но надо понимать, что те книги, где описаны конкретно тренировки каких то отдельных спортсменов, бесполезны. Литература должна дать основное направление твоей мысли. Обязательно ведение дневника тренировок. Записывается километраж, интенсивность, параметры самочувствия и выводы о тренировке. Также подводятся сводные данные о недельных нагрузках. Без построения сводных графиков, анализа их, и занесения данных об основных своих соперниках, побеждать значительно труднее. Вообще то каждое физическое качество тренируется в идеале при тех условиях, в которых оно должно проявляться. Гонка это - это пульс до 180-200 ударов, длительность до 2,5-й часов. На настоящем этапе этого не добиться, и выдерживать такие режимы - задача следующих лет тренировки. Главное эффективно развить свои технические и физические качества, не испортив здоровья.Надеюсь, на этом этапе эта статья Вам в чём-то поможет, вероятно, в этом сезоне построение соревновательного цикла Вас не должно сильно интересовать, т.к. соревнование это = напряжённая тренировка с возможностью проверить себя. Заметные улучшения результатов возможны в этом сезоне, если Вы катались достаточно много зимой, и весной тебе не пришлось набирать форму почти с нуля.
Конечно, настоящая статья не отвечает на все вопросы, возникающие в процессе тренировок, но она даёт основное направление Вашей творческой мысли. С вопросами, относящимися к маунтинбайку (и не только), можно обращаться по электронной почте. Постараюсь ответить в максимально короткий срок. Новых трасс Вам и побед!
Александр Кругляк [a_krug@mail.ru]
Санкт-Петербург, 22.11.2001г.
|