Часть 1. Вступление.
Начну с того, что сама идея подобной поездки родилась в немного больной голове Толстого, подобно и другим идеям, спонтанно. 2012 год был очень напряжённым в плане его постоянного отсутствия в столице Поволжья. Зима и всё лето проведены были в разъездах по просторам нашей Родины с целью различных видов спасения человечества. Но сейчас не об этом. Ехать ему никуда не хотелось… Единственным огромным желанием было побыть наедине с родным
диваном, телевизором и особенно с холодильником, по которому скучал Толстый все полгода своего отсутствия. Вторая, она же постоянная в подобных случаях причина по которой не стоило бы ездить — финансовая. Деньги были… но они откладывались уже два года на автомобиль, который и предстояло купить осенью 2012 года (от авт. автомобиль был куплен, можете поздравить и не волноваться). Ну и третья причина, препятствующая проведению похода, это отсутствие компании, без которой данное мероприятие можно было бы назвать
некрасивым словом, которым некоторые мужчины занимаются в одиночестве. Прошу организаторов данного конкурса не ругать меня за столь интимные подробности.
И вот, несмотря на все вышеперечисленные трудности, как морального, так и материального характера, Толстый не сломался. Он достал из заначки 10000 рублей, наивно полагая уложиться в эту сумму, тем самым решив одну из проблем. Далее ход его мыслей вообще перестал поддаваться каким-либо законам социума. И кому бы вы думали он предложил занять место в команде покорителей Крыма в первую очередь? Не читайте пока дальше, а просто подумайте
и попробуйте угадать… Уверен, что догадаться могут только люди с такой же больной фантазией, как у моего главного героя. Он идёт и делает предложение, от которого сложно отказаться, своей бывшей жене Ольге Владимировне. Ха-ха-ха! Тут многие скептики (особенно женщины) так и скажут: «Что тут такого?». Отвечу словами самого Толстого: «Попробуйте сначала развестись, а потом, через два года предложить своему бывшему поехать в велопутешествие, причём по полной программе туризма, с палаткой, котелком и одним спальником на двоих. Поверьте, это не простой шаг». Про один спальник я не вру… как и про всё остальное в моём рассказе. Он почти зимний, и мы его использовали в качестве дополнительной подстилки на самонадувающиеся коврики. В итоге получалась почти домашняя перина. Ну, про снаряжение нашей экспедиции я ещё расскажу… Осталось решить последнюю проблему, проблему тоски по дому. Вот как, мой читатель, вы бы поступили на месте героя? (от авт. Блин, вот я слово-то придумал, так приятно себя им называть). Думаю, все вы знаете этот простой способ. Надо
придумать соответствующую идеологию. И она быстро была придумана в не совсем адекватно работающей голове моего друга. Кстати, пора бы вас, мои читатели с ним познакомить. Толстый — это его творческое имя, используемое им для радиоигры на его работе, ну и для регистрации на различных ресурсах интернет-пространства. Настоящее его имя — Игорь. Так вот, идеология получилась незамысловатой. Хотелось свозить старого друга, давно не бывавшего на море, на море да и самому подсолиться в ещё тёплой октябрьской водице перед, как бы вам ни было смешно, «концом света». Да, да, дорогие мои, именно этот простой пиар ход и был использован для преодоления притяжения дивана и холодильника. Прошу прощения, любимые мои веломаны и велодевочки, за такое большое вступление, но… в нём у меня скрыта половина изюма от всего, что вы тут найдёте.
Часть 2. Подготовка.
Итак, наш Толстый, с заветным червонцем в кармане бежит на ж.д. вокзал Саратова и покупает два билета на паровоз, в плацкартный вагон, следующий в составе поезда Н.Вартовск — Симферополь, и два точно таких же билета на этот же поезд обратно. Почему именно плацкарт, думаю, объяснять-то особо не надо. Люди все, собравшиеся здесь, в основной своей массе бывалые. А для тех, кто не знает, лучше нарисую
В купейном вагоне спрятать два велосипеда, чтоб не мешать окружающим практически невозможно. Эта фотка сделана специально для велолюбителей, которые ни разу ещё пока не перевозили велосипедов на поезде. Ну и для моего читателя, чтоб он не думал, что читает сплошной стёб, от которого нет никакой пользы.
Итак, самое время собрать снаряжение. Ранее тов. Толстый уже принимал участие в некотором количестве велопоходов и кое-какое снаряжение уже было приобретено раньше. Имелись: двухместная палатка Freetime (в которую так боятся идти сожительствовать сарбайковские девчонки на
Медведице), спасибо скидкам триала, очень хорошая и качественная, а главное весящая всего 1,9 кг, один самонадувающийся коврик, спальник-одеяло, о котором я упомянул ранее, также триаловской серии Freetime, флисовое одеяло-спальник, имени Спортмастера, пара навесных сумок на багажник велосипеда и гидроизоляционный мешок, который первые два года валялся у меня без применения, а сейчас нашёл своё достойное место в составе незаменимого снаряжении велотуриста (начального уровня). Была ещё газовая горелка с баллонами, типа
«дихлофос», которую, за непрактичностью своей в длительных походах, предполагалось оставить дома. Виной тому большой её вес, большой размер в купе с малым объёмом используемого баллона. Специально для экспедиции докуплено: второй самонадувающийся коврик Чинук ( английскими буквами), велобагажник на второй вел, и на замену вышеуказанной более удобная и функциональная газовая горелочка, маленькая и очень удобная, под резьбу, в комплекте с двумя баллонами большого размера. Тут же отмечу, пища готовилась два раза, утром и вечером,
утром молочная каша, вечером тушняк с кашами и макаронами, иногда суп. При этом за 7 «рабочих» дней использован один газовый баллон. Так же хочется отметить удобство использования самонадувающихся ковриков пред пенкой. Небольшой размер в свёрнутом состоянии — это раз, комфортный сон на любых, даже каменных поверхностях — два. Брал в первый свой поход по Крыму пару лет назад пенку,очень сильно парусила всю дорогу. Отдельных фоток всего снаряжения нет, но оно будет видно на некоторых фотках по ходу дальнейшего изложения.
Ну что ж, снаряжение с горем пополам собрано неплохое… Теперь уважающий себя велотурист усердно начал бы заниматься разработкой маршрута, максимально раскрывающего красоту Крыма. Да, так бы сделал любой, но только не Толстый, который ездит в романтические путешествия, с женой, которая его совсем недавно бросила (молю, кстати, Перуна и Велеса о том, чтобы она этого всего не прочитала). Маршрут был спланирован одним вопросом к Ольге Владимировне: «Ну что, дорогая, будем потеть, вкручивая по горам, или преимущественно отдыхать, загорать и купаться на пляжах?» Ответ однозначно сформировал план нашего путешествия. Симферополь — Севастополь — Балаклава — Ялта - Алушта — Симферополь. Всего плюс-минус 400 км. Предполагались ночёвки на пляжах, шум волн, морской бриз, загорание и поздний старт очередного перехода. Конкретных стоянок не планировалось, решено было делать это по ходу движения, ориентируясь на самочувствие команды и среднюю скорость передвижения. Вот и вся предварительная подготовка. Ан нет! Вру! Обслуживание велосипедов. Важный этап подготовки, тем более в моём случае ещё и не простой. Не сочтите следующий абзац моей печальной повести за рекламу или попытку найти большее количество болельщиков сего бумагомарания. В нём я спрятал очередную маленькую долю изюма… для приближения моей хоть и глубоко сомнительной победы в конкурсе.
Один из велов, Джемис 2,0 дюранго, был практически готов ко всему. После установки на него своими силами багажника был отогнан для проведения подготовительных ремонтно-наладческих работ, необходимых в данном случае, в квартиру-мастерскую ДИММИ. После чего прошёл 380 км без нареканий. Нелепые проблемы со вторым велосипедом (Раллоном) Толстого достойны более подробного описания.
Постараюсь максимально коротко передать читателям данную историю, которая покажется на первый взгляд не относящейся к теме, но это не так. Ровно за две недели до поездки наш герой имел неосторожность быть приглашённым на шашлык в посёлок Дубки Саратовской области к друзьям и также имел дважды неосторожность поехать туда прямо из Заводского района на велосипеде. «Чрезвычайное происшествие» произошло вечером по окончании
мероприятия, после употребления мяса и сопутствующих продуктов различной крепости. Ехать назад на велосипеде естественно стало лень и было предложено попробовать перевести велосипед и хозяина на автомобиле Ниссан Кашкай. Погрузить без частичной разборки велосипед в багажное отделение не удалось, и сразу было принято решение открутить одно из колёс. Данная процедура была легкомысленно поручена одному из друзей, который, являясь опытным пользователем МТБ байков, принял решение снимать переднее, крепящееся на оси колесо. (Прошу
прощения строгих читателей и ценителей сочинений о велопоходах за очередное отступление от сюжетной линии. Но, считаю, что данная информация будет поучительной и полезной для начинающих велосипедистов.) Причинами дальнейшей серьёзной поломки очень хорошего и дорого велосипеда являются:
1. Алкогольные напитки, причём хорошего качества.
2. Потеря инициативы и бдительности хозяина велосипеда.
3. Незнание казалось бы простого устройства и принципов крепления колеса с помощью оси человеком, который уже почти десяток лет меняет горные велосипеды как перчатки, но пользуется при этом эксцентриками.
4. Большая сила в руках коллег по работе Толстого.
В результате вышеперечисленных причин с помощью мощного шестигранника была несколько раз повёрнута ось и стопорная гайка в обеих алюминиевых ногах амортизационной вилки, но без освобождения от болтов фиксаторов, что привело к срыванию обеих резьб, заклиниванию оси и невозможности демонтажа её и снятия колеса. Ни о какой эксплуатации этого вела в такой ситуации не могло быть и речи. А речь заходила о том, что сама вилка может «умереть». И вот… наш Толстый, с понурым и небритым лицом, мятыми билетами на поезд в кармане, обращается в Кузницу, где ведёт приём врач, не побоюсь этого слова — волшебник и вилочных дел мастер Антон, который в течение недели сделал правильный диагноз, назначил курс лечения и произвёл сначала вскрытие, а потом и вживление изготовленного по его чертежам имплантата, который вернул жизнь вилке и морально психологическое равновесие Толстому. Там же в Кузнице были отрегулированы все необходимые узлы
для подготовки вела к походу. Суть этой главы, в общем то, не в рассказе об очередном косяке нашего горепутешественника, а о том, дорогие мои, что если вы собираетесь даже в такой, немного шуточный поход и сами не очень умеете готовить свои байки к испытаниям, не стесняйтесь и обращайтесь к хорошим людям, которые уже очень давно занимаются этим делом и всегда с удовольствием вам помогут.
Часть 3. Основная. Нелепости продолжаются. «Как встретишь новый год так его и проведёшь». Но не всегда.
Итак поехали (наконец-то в прямом смысле этого слова).
Дорога от дома до вокзала — это проверка… проверка всего: крепления груза, слаженности при езде, первая проверка работоспособности вела в особых условиях.
Дистанция небольшая — 10 км, пройдена успешно, всё вселяет радужные надежды. Но не обошлось… Казус получился следующий. Время отправления Симферопольского поезда 01:20 (точно сейчас я уже и не помню), на билете стоит дата 25 сентября.
Эта дата в течение двух недель обговаривалась, к ней готовились, все планы были сориентированы на неё. В результате чего из дома выехали пораньше, именно 25 сентября в 22:00. С большим казалось бы запасом. Приехали на вокзал через 40 минут, в 22:40, так же 25 сентября. А вот когда время перевалило за 24 часа, число почему то, стало уже 26-м. Ха-ха-ха. И получилось так, что наш поезд ушёл уже как сутки назад. Хорошо, что какая-то интуиция подсказала, что надо всё ещё раз проверить заранее, хорошо, что летом поезда ходят каждый день, и что на проходящие поезда в Крым в конце сентября можно взять билет перед отправлением, что и было сделано. И погрузка, и отправка прошли успешно, но на сутки попозже и с потерей некоторой суммы денег, так как принимать билеты на вчерашний поезд никто не хотел. И тут я понял, а вернее не я, а Толстый в моём лице, одно золотое правило, что нельзя брать в велопоходы бывших жён, ни к чему хорошему это не приводит, лучше взять побольше совершенно чужих молоденьких и симпатичных девчонок, которые бы уж точно не позволили проспать на сутки свой поезд. Так и начался наш с Толстым велопоход, смешно, с казусами и нелепостями, но тем не менее с большой целеустремлённостью и решительностью, что в конечном итоге и привело (забегу немного вперёд) к вполне удачному его проведению и окончанию.
Далее хочу описать пройденный маршрут, не совсем подробно, как в обычных отчётах о подобных походах. Наш рассказ изначально от них отличается, и не будем изменять замыслу автора. По ходу рассказа опишу некоторые особенности, впечатления в целом, укажу кое-какие допущенные промахи, то есть то, что может вам, читатели, пригодиться в планировании ваших подобных походов. Ну и поведу свой рассказ от первого лица, так как постоянно путаю, кто есть я, а кто Толстый J.
Старт от вокзала немедленно по прибытию поезда, навьючили мулов и вперёд. Перегон Симферополь — Севастополь очень скучен. Трасса, средней загруженности, много большегрузов, неуютно для велосипедистов.
Чтобы как-то разнообразить его, был совершён заезд в небольшой городок с названием Бахчисарай. Очень люблю Пушкина, хотелось наконец-то увидеть фонтан — это загадочное чудо света. Но оказалось, что как таковых чудес там не особо. Фонтана в помине нет, так называемый дворец так называемого Чингиз Хана оказался новостроем нашего времени, сделанным для наивных туристов.
Понравился мужской монастырь, вырубленный полностью в горном массиве, с расположенным около него святым источником вкусной прохладной воды. Погода была довольно-таки жаркой, адаптации никакой, первый день по количеству пройденных километров (70) непростой. Поэтому водичка показалась действительно даром богов.
Сам городок вполне уютен, ну это касается конечно же только старой его части, и вполне может служить «оазисом» для велосипедистов, выбравших подобный маршрут. Основной задачей первого дня явилось достижение моря, в связи с чем просмотр достопримечательностей Бахчисарая был беглым.
Приём пищи в кафе и опять крутить. Благоразумно отказавшись от въезда в этот день в сам город Севастополь, группа взяла чуть -чуть правее трассы перед непосредственно городом и оказалась в прибрежном посёлке с романтическим названием Любимовка, которое, как оказалось, полностью себя оправдывает. Очень хорошее место для остановки, пустой сентябрьский песчаный пляж, расположенный неподалёку круглосуточный продовольственный магазин явились превосходным завершением первого, повторюсь, тяжёлого для группы перехода. Первый лагерь.
Забыл указать в снаряжении небольшой тент 3 на 3 метра, лёгкий и очень удобный в подобных походах, как оперативное средство накрытия снаряжения от внезапного дождя. Много раз спасал. Ну, а при стоянках около моря его можно использовать постоянно, так как утром всё — и байки, и рюкзаки, и продукты, оставленные до утра, покрываются значительным слоем влаги. Утро любого последующего за стоянкой у моря дня начинается с просушки снаряжения, на что
уходит около двух часов после восхода солнца. Для серьёзных туристов это очень грустно, так как они теряют много драгоценного прохладного ещё времени суток для вкручивания. Для нас, представителей матраса, данная процедура — счастье, с помощью неё можно оправдать медленность утреннего подъёма, неспешность сборов снаряжения, чередуемого с купанием и загоранием на ещё жарком осеннем солнышке Крыма.
2-й день движения, как и все последующие, начинался в 11 часов дня. План был следующим: взглянуть на город-герой Севастополь, сфоткаться у какого-нибудь значимого всеми узнаваемого места, купить магнит и быстро-быстро валить в сторону Балаклавской бухты, где непосредственно и воплощать основную цель похода (напомню, купаться, пить вино и загорать, ой, последовательность немного другая, но это не суть важно). Для туристов могу отметить, что следующий участок маршрута от Любимовки до окраин Севастополя был выбран на основе опроса местного населения и является вполне благоприятным для велосипедовождения. Изначально предполагалось вернуться на трассу, однако выяснилось, что есть другой, более удобный, приближенный к морю и совершенно не загруженный автомобилями маршрут через Учкуевку. Далее въезд в город и спуск к набережной бухты, которую решено было не объезжать, а пересечь на пароме, конечно же не из-за лени, а ради интереса самого процесса.
Далее набережная, фотография у знакового места и вперёд в Балаклаву!
Вообще, ЮБК не очень удобен для велопутешественников, особенно в летние месяцы. Причин много — мало подходящих мест для размещения лагеря, большое количество отдыхающих, высокие цены, загруженность дорог автомобилями и многое другое. Если решиться всё-таки летом ехать по данному маршруту, изначально надо, конечно же, планировать, что иногда для ночёвки придётся снимать жильё, которое летом относительно дорого. Ставить палатки на переполненных пляжах проблематично, да и спокойно поспать где-то на пляжах вам могут помешать толпы пьяной разномастной публики. Кемпинги же ЮБК очень редки и не отличаются особой привлекательностью — грязь, дорогие редкие магазинчики около них, большое количество запретных зон на местах пригодных для отдыха. Всё это не способствует получению должного удовольствия. Но вместе с тем, многие из перечисленных проблем туристов-палаточников как бы сами собой решаемы под конец бархатного сезона. Уже можно ставить палатку на любом пляже, предварительно расспросив об особенностях режима данных мест. И теперь уже по опыту могу сказать, что проблем как таковых у нас не было ни в одном месте стоянки. Итак
Балаклава. Достигли самого города уже вечером. Но оказалось, что суперсекретный город Крыма совершенно не пригоден для установки в нём палаток. Кто бывал, тот знает, для тех, кто пока не был, расскажу, что в самом городе нет ни одного пляжа. Все они находятся за городом, причём чтоб их достичь, нужно преодолеть некие проблемные для велосипедистов препятствия, горные тропы, крутые спуски, длинные лестницы. В тёмное время суток, если вы не учли этих особенностей, то и искать эти пляжи бессмысленно. Единственное место смалюсеньким пляжиком было нами найдено в самом конце города, уже недалеко от выхода из бухты. В пустынном кафе нет отдыхающих, только сотрудники и огромное количество разного рода охраны. Выслушав жалобы на жизнь и рассмотрев нашиизмученные лица, охранное сообщество Балаклавы решило нам помочь и выделить место для ночлега в маленьком домике, практически без окон и дверей, на участке заброшенной воинской части, однако в очень живописном месте. Палатку ставить не пришлось.
А вот такой вид на Балаклавскую бухту открывался с балкона нашего коттеджа.
Далее я просто кратко перечислю места стоянок. Чтоб не утомлять вас, дорогие мои, перечислением километров и маршрутов. Нет в этом ничего интересного. Маршрут южного берега один — трасса, вполне спокойная в сентябре-октябре, но, думаю, совершенно сумасшедшая летом.
Можно выбирать любое место для остановки, куда есть спуск с трассы, все они живописны и по-своему прекрасны, посетить их все проблематично. Потому как, чувствуя запах приближающегося моря, испытывая безмерное счастье от того, что вот-вот, через какие-то 7-10 километров спуска ты окажешься на галечном пляже, окунёшься в тёплое ласковое море, приходится постоянно горько осознавать, что завтра утром тебе придётся эти 7-10 километров подниматься обратно.
Итак, маршрут третьего дня пролёг от Балаклавы до мыса Айа, какие-то очередные 40 километров. Было решено найти и заночевать в кемпинге, довольно крупном, судя по карте. Именно здесь для меня в частности стало понятно, что я больше никогда не буду так поступать и кемпинги ЮБК буду объезжать стороной. Причины того мной были перечислены ранее. Хотя пляжи на мысе вполне приличные, небольшие и очень уютные.
Четвёртый переход похож, как я и писал, на предыдущий и все последующие — выход на трассу, неплохие пейзажи, движение над морем, очередной спуск к морю.
Очередной лагерь предполагалось ставить в Симеизе или где-то поблизости. Здесь на пляж выставиться нам не посоветовали местные жители. Пришлось обогнуть гору Кошка и немного вернуться назад, в так называемый Голубой залив, где случайно был найден маленький пустынный пляжик, а точнее выход к морю, на котором и остановились. Вот таков вид Кошки при свете луны и сам наш лагерь на её фоне.
Пятый походный день — это движение к Ялте. Основная ялтинская задача щёлкнуться на фоне Ласточкиного гнезда, осмотр города, ну и естественно поиск подходящего места для установки палатки. Перспектива того, что спустившись к морю, получишь от ворот поворот, не радовала. Для поиска же альтернативного места стоянки пришлось бы подниматься снова вверх и искать новый спуск. Поэтому, оценив обстановку по карте, приняли решение спускаться к морю в районе Ливадии. Очень красивый парк, изумительный дворец, лифтовый спуск к пляжу. Последний фактор и стал определяющим. Предполагалось воспользоваться лифтом утром, для быстрого и халявного для усталых ног подъёма на трассу. Ну и в случае проблем с установкой палатки, её можно было установить прямо в каких-нибудь зарослях ливадийского парка.
Пляж в Ливадии огорожен и охраняем, охранник слегка морщился вначале, давая нам разрешение на установку палатки, видимо думая, что как-то продешевил ничего не попросив, но мы ничего предлагать и не собирались.
Утром, после просушки снаряги отправились в Ялту, благо Ливадия является её окраиной. Лифтом так и не воспользовались, найдя еле различимую тропинку вдоль моря, приведшую нас прямо на центральную набережную столицы ЮБК. Город вполне курортного склада, крупный и шумный даже в октябре.
Ласточкино гнездо только немного проскочили. Удалось сделать несколько снимков на некотором удалении. Спускаться к нему поближе было очень лень после невероятно крутого и долгого подъёма.
Моя напарница, да собственно и я, начали уже испытывать некоторую накопившуюся усталость. Посему от Ялты быстро-быстро двинули дальше, в сторону Алушты. Но до неё запланирована была ещё одна промежуточная стоянка, и решено было её сделать в городке Партенид. Вон он, за
горой Медведь.
По дороге проехали мимо мечты всех советских детей.
Видели октябрьские одуванчики.
На пляже самого Партенида, очень маленьком, нам становиться опять-таки не посоветовали и отправили в бухту недалеко от дворца Карасан. Пришлось палатку ставить прямо на бетонной набережной, растягивая её камнями.
Всё получилось вполне неплохо, ужин, шум моря, вино, утрешний кофе, купание, загорание, сбор камушков.
Седьмой очередной переход, практически последний. Наша цель — Алушта. Изнурительный и долгий серпантин через Малый маяк и крымскую Санту Барбару к трассе. Дальше практически сплошной спуск до поворота к Лазурному и опять вдоль моря почти до Алушты, в которую входить на ночёвку не имело смысла. Очередной большой город. Остановились в очень интересном месте. На пляжах бывшего огромного санатория Лазурный, в очень уютной и ныне пустующей бухте.
<¢er>
Тут же рядом туристическая стоянка довольно-таки ухоженная, расположенная на склоне над морем. Палатку поставили в очередной раз на пляже. Крайняя ночь на море. И вот тут, как бы ни было парадоксально, но мы поняли, что романтический шум волн нас жутко стал раздражать. По началу я думал, что это индивидуальное чувство, но после того, как и Ольга Владимировна пожаловалась на то же самое, мы поняли, что наше путешествие достигло цели. Мы насытились мореми можно спокойно ехать в Саратов.
На следующий, крайний день предстояло преодолеть Ангарский перевал и вперёд — спуск, спуск, спуск до самого Симферополя.
Рассказывать, как это тяжело, после недельного кручения педалей, я, пожалуй, не буду, а лучше сами посмотрите, как это было.
Да, именно так мы его и преодолели, на троллейбусе, посмотрев ещё одну достопримечательность Крыма и тем самым выиграв чуть-чуть свободного времени для хождения по магазинам перед отправкой поезда.
Маленькое заключение
Ну, вот, собственно, и весь мой рассказ. Хотелось, чтобы он легко и весело читался, был полезен вам в будущем, привлёк новых и новых людей к увлекательнейшему виду путешествий. Крым для велотуризма как будто специально создан. И хоть описанный мною маршрут не является самым зрелищным и популярным, но он по-своему хорош. Всем спасибо за внимание, не судите строго — это мой дебют в подобном виде творчества.
Удачных путешествий вам.
Не побоюсь этого слова, КОНЕЦ
Игорь Горшков
Уважаемый читатель! Эта статья прислана на конкурс от компании Magellan Bikes,
Поэтому не забываем ставить оценку рассказу!¢ |