Человек сплавлялся по рекам с незапамятных времен. Нередко водный путь являлся единственно возможным или наиболее коротким между двум географическими точками. Первыми средствами сплава были любые предметы, позволяющие человеку держаться на плаву: бревна, связки травы и тростника и даже туши животных.
По мере развития цивилизации средства передвижения по воде получали все более подходящие для обитания на них человека вид и конструкцию. Так, постепенно, отдельные бревна или охапки тростника стали связываться в плоты, способные служить площадкой для обитания нескольких сплавщиков.
Индейцы с давних времен стали использовать долбленые стволы деревьев, которые впоследствии приобрели форму каноэ. С другой стороны, инки строили тростниковые плоты, впоследствии все более приобретающие форму лодок и даже кораблей.
Судостроение развивалось вместе с человечеством и к началу III тысячелетия уже обладало фантастическими творениями технической мысли: от быстроходных бытовых водных мотоциклов-скутеров до атомоходов, применяющихся в различных водных походах как гражданского, так и военного назначения.
Вместе с развитием техники и применением в ней новейших научных достижений человеку в качестве экзотики или экстрима все чаще хотелось вернуться к древним способам жизни и в, частности, сплава. Возможно, поэтому в последние 50-60 лет стал чрезвычайно популярным экстремальный сплав по быстрым и бурным горным рекам, изобилующим сложными препятствиями, такими, как шиверы, пороги, водопады, бочки и другие, не менее опасные, элементы речного фарватера.
Самый, пожалуй, мощный толчок развитию экстемального сплава по горным рекам дал англичанин Майк Джонс, автор книги "На каяке с Эвереста". Он так высоко поднял планку сложности проходимых препятствий, что за ним пошли десятки и сотни отчаянных парней. Технические приемы и средства сплава непрерывно совершенствовались, делая этот вид спорта все более популярным.
И все-же, он оставался по прежнему чрезвычайно опасным, а потому - недоступным для многих обитателей планеты.
Еще во время войны во Вьетнаме для доставки грузов по рекам в английской армии появились надувные плоты, названные рафтами. Вначале это были вполне утилитарные плавательные средства, решающие рутинную задачу.
Сейчас доподлинно неизвестно, кто впервые применил рафт для преодоления препятствий горной реки. Но позже этот тип судна буквально ворвался в горно-водный спорт, покорив вначале спортсменов, а впоследствии и простых отдыхающих туристов, которым хотелось получить порцию адреналина.
Сегодня рафтинг является одновременно и отдельной дисциплиной в спортивном сплаве, и отдельной веткой в деятельности туристических компаний.
Так, например, в Украине сплав на рафтах является очень популярным направлением турбизнеса. Даже не очень большие и мощные реки Карпат представляют прекрасную возможность для активного отдыха на бурной воде.
Сплав по порогам Южного Буга не сможет оставить равнодушным ни одного человека, склонного к приключениям. Огромные порции адреналина и бурные эмоции здесь обеспечены!
Впрочем, и для любителей спокойного отдыха на воде тоже есть чем заняться в Украине. Спокойный, умиротворенный сплав по Десне, тишайшая рыбалка в густой тени прибрежных деревьев и душевные вечера у туристского костра найдут своих поклонников среди людей, которым адреналина достаточно в повседневной жизни.