или Регистрация
Наши друзья
corposport.ru
manturs
Сайт о циклических видах спорта
Зеленый Саратов
Магнит с твоей фотографией
Сейчас на сайте
Гостей: 2

Пользователей: 0

Всего пользователей: 13,093
Новый пользователь: Valenoc
ЗИМНЯЯ СКАЗКА В СТИЛЕ "ТЕЛЕМАРК"

О чем я?

Это БЭККАНТРИ.
Это ТЕЛЕМАРК.
Это – СВОБОДА.

Никакого бега по кругу. Никаких трасс. Никакой толкотни на лыжнях.

Только снег, полет, удовольствие и полная свобода!

Эти строки как-то сами собой стали появляться на компе еще год назад, после самых-самых первых теле-шагов. И как ни странно, в этом году, мы испытали все это с новой силой. Если рисовать значками все эмоции, то это будет сплошное чередование многоточий, восклицательных знаков и смайликов :)

Вот уже вторую зиму мы с Димой интригуем и лыжников, да и всех наших знакомых, своими странными лыжами, поворотами и новым словом – ТЕЛЕМАРК*, добавляя к нему еще одно, уже более известное – БЭККАНТРИ. Для нас это оказалось той формой зимнего общения с природой, которую мы всегда искали, катаясь на беговых и туристских лыжах. Всегда хотелось больше свободы, чем могут дать лыжные и горнолыжные трассы. В очередной раз подтвердилось, что все новое - это хорошо забытое старое. Стилю "телемарк" уже почти 150 лет!

Как мы "заболели" этим и как добывали всё телемарк-бэккантри снаряжение - это другая история, а пока хочется рассказать и показать, как можно получать удовольствие, отправившись на всем известный, родной и близкий Южный Урал, а именно, в нацпарк ТАГАНАЙ.

Почему именно Таганай? Во-первых, там есть красивые уральские горы и елки, там есть СНЕГ! Во-вторых, горки идеально подходят для первых шагов в телемаркинге. В третьих, там есть приюты, где можно оставить вещи и это идеально для бэккантри – целый день катаешься на лыжах, а вечером - заслуженный релакс. В четвертых, там мы еще не были. Все сошлось – отличная компания, место и время. И небеса нам сделали такой подарок, о котором можно только мечтать – легкие минус 10С, первые дни - снег готовил нам пухляк, и завершающие 3 дня – солнце, синее небо и полный штиль все шесть дней. Нам такое и не снилось. Итак, WELCOME:

Нацпарк "Таганай" для жителей уральского Златоуста, что наша саратовская Кумыска, начинается буквально за околицей, только масштабы этой "кумыски" глобальные - 5 вершин высотой больше 1000 метров, больше 500 кв.км тайги, и 5 уютных приютов, каждый из которых хорош и уникален по своему.

КИАЛИМ

Все дороги ведут на Киалим. Киалимский кордон - это самый дальний приют на Таганае. С него можно гулять-бэккантрить на горы Ицыл и Дальний Таганай. Раньше здесь был поселок и даже школа, а теперь несколько жилых домов, в которых ночуют туристы. Чтобы побыть наедине с природой, мы специально выбрали будние дни и не ошиблись - на приюте мы жили одни. Представьте большую уральскую избу, с беленой русской печью, с широкими двухярусными нарами. На окне у большого стола обнаружились гостинцы от предшественников - сушки, конфетки и настоящий соевый соус!

Добравшись до приюта к обеду, мы затопили печь, заполнили-обжили все свободное пространство и часа два до темноты разминались на склоне-поляне перед приютом - вспомнили телемарк-повороты, немного покувыркались, не без этого, а для закрепления техники покатали небольшой слалом.

Мы впервые на Урале не в походе, когда хочется чуть больше комфорта вечером, хотя бы, чтобы ботинки просушить, и не на горнолыжке, когда наоборот, хочется уйти от людей и цивилизации и убрать часть излишнего комфорта. А здесь, на приюте все именно так, как хочется, в доме по-домашнему уютно, солнце встает из-за сопок и прячется за них-же, ели-пихты вокруг, ручей студеный, дрова в печку надо подбрасывать, свеча на столе... Для нас очень важно жить вот так - просто.

В Киалимском приюте
"Свечка темно горит."

На все горы Таганая идет буранка и лыжня. В этом много плюсов - жесткая укатанная дорога, заблудиться практически невозможно. Минус для нас мог быть один - слишком жестко для бэккантрийных лыж. Но нам несказанно повезло - идущий снег приготовил идеальный мягкий слой и подъем получался легкий и приятный.

Итак, гора первая - ИЦЫЛ. Снег идет! Снега много! Снег везде! Первые телемарк-повороты в пухляке. Падаем конечно, но это ни капельки не огорчает, это всегда приколькно, потому что телемарк - это всегда немножко в хорошем смысле "хулиганство на лыжах"! Благодаря "лифту" - нашей лыжне на Ицыл, поднимались и спускались три раза разной целиной, лавируя между елок, засыпанных снегом камней и прыгая по снежным барханам. Интересно, что рулежка в густом лесу тоже доставляла удовольствие, и оглядываясь на свой след, ничего кроме "Wow!" сказать было нечего :) Конечно, хотелось цветных картинок, но мы понимали, что этот снег - эта манна небесная и не надо расстраиваться, солнце есть, оно пока просто прячется за облаками.

Первые спуски с Ицыла. Антон Хохлов.

На следующий день мы отправились на ДАЛЬНИЙ ТАГАНАЙ или, как ее еще называют, МЕТЕОСТАНЦИЯ Таганай-гора. Несмотря на близость к приюту, это было самое настоящее маленькое путешествие. Чем выше мы поднимались, тем заснеженней и "картинней" становились елки. Они как самые настоящие лесные стражи, возвышались по обе стороны от дороги, как будто пропуская нас в святая святых.

Казалось бы, черно-белый пасмурный день, но почему-то мы постоянно останавливались и любовались простой русской уральской зимой.

С каждым спуском мы становились все смелей, и выбирали траектории позамысловатее. После нескольких разминочных прыжков со снежных козырьков мы пару раз заложили головоломный слалом в лабиринте заснеженных елей с выкатом на дорогу подъема. Когда делаешь телемарк-поворот практически "на месте", чтобы вписаться в просвет между елками, все внутри приходит в такое возбуждение, что начинаешь выделывать самые крутые повороты.

Мы пообедали (термос и перекус с собой) на пути подъема и не смогли отказать себе в удовольствии послаломить на этой "дорожке", очень даже классной для внетрассовго катания, потому что здесь она идет в просторном лесу с полянами. Слетать по ней вниз и тут же подниматься для еще одного спуска в стиле "yo-yo skiing" - одно удовольствие. Именнно здесь Дима давал мастер-класс Лене, которая только на Урале начала учиться телемарку.

После этого мы еще раз поднялись на вершину и поехали исследовать спуск на восток. Склоны там оказались круче и спортивней, поэтому падали мы больше, но и удовольствия получили еще больше!

Спуск на восток от метеостанции.

А вам так слабо? :)

"Главный" в наши сроки на приюте Володя вечером истопил нам баньку - настоящую, русскую. Было тепло, пахло пихтой и мы заценили местную прорубь, сделаную местными джиперами прямо в ручье Большой Киалим. Они просто вынули с помощью лебедки камни и получился небольшой колодец. Вода кстати очень-очень вкусная, сладкая! Наше время на Киалиме истекло и мы уже думали о том, что ждет на Круглице, уже в пол-уха слушая байки Володи о местных и заезжих туристах. Наверное, вот также следующей группе он будет рассказывать об очередных чудиках, катающихся на странных лыжах и странным доселе невиданным им способом. Узнав, откуда мы спускались, почему-то назвал нас экстремалами. А на самом деле мы ... просто любим кататься с горки :).

ТАГАНАЙ

Утром за пару часов мы перебазировались на приют "Таганай", в небольшой домик, как раз на нашу компанию. В нашем распоряжении было еще 3 дня на то, чтобы обкатать Круглицу, Откликной гребень и Двуглавую сопку - все они находятся в хребте Большой Таганай. Даже не затопив печку, а только скинув рюкзаки и взяв с собой термос заспешили на одну из самых популярных, упоминаемых и интересных в плане катания гор - на двуглавую КРУГЛИЦУ.

Снова укатанная буранами дорожка, присыпанная двухдневным снежком. Снова в окружении заснеженных елок, берез, пихт. Без тяжелых рюкзаков успеваешь замечать каждую по особенному изогнутую веточку, каждую причудливую форму замурованной снегом елки, напоминающую то зубра, то мамонта. Тишина и воздух такие, что часто хочется остановиться, и всем существом вдыхать, впитывать эту красоту. Потом снова молча, отрешившись от реальности, идти, вторя движениям впереди идущего, потом снова остановится и дышать, потом снова идти... Это что-то нереальное.

На Круглицу поднялись в облаке, но после обеда вдруг все стало открываться, погода улучшалась на глазах и в час фотографа мы стали устраивать фотосессии и видеопрокаты.

Подъемы совершенно не напрягают, они естественная часть процесса. И вот стоишь на вершине, под тобой нетронутый склон и все внутри начинает петь. Это не адреналин, вызванный страхом или возбуждением, это нечто другое. Это спокойствие и чистый восторг, без примесей дрожи в коленках. Мы катались по всему восточному склону, где совершенно особенное, чистое еловое редколесье. Лыжи не тонули в сухом уральским пухляке и полная свобода полета в снегу окрыляла после каждого телемарк-поворота. Мы постоянно спрашивали друг друга - КАК МЫ ВООБЩЕ РАНЬШЕ ЖИЛИ БЕЗ ТЕЛЕМАРКА?

"Распечатывает" склон как правило Дима.

Антон всегда парил как птица!

Абсолютно нереально не снимать заснеженные уральские елки

До последних лучей заходящего солнца мы не могли покинуть Круглицу

Антициклон наконец открыл для нас весь Таганай и подарил 3 дня сказочного катания при голубом небе и абсолютном безветрии. А самолеты постоянно рисовали в небе лыжный след. От всей этой романтики напрягались только мышцы лица :). На самом деле было ощущение, что мы где-то на другой планете, где есть только снег, горы, синее небо и какое-то абсолютное истинное счастье. Это была фантастика и мы завидовали сами себе.

На склоне Круглицы

У Лены лучше всего телемарк получался тогда, когда она не знала, что ее фотографируют

Телемарк-стойка - это не только красиво,

Это еще и потрясающе динамично!

Подходим к ОТКЛИКНОМУ ГРЕБНЮ. На заднем плане - "Долина Сказок" и Круглица, мы туда еще вернемся спустя пару часов катания у подножья Откликного.

А вот и он, знаменитый Откликной гребень, на скалах которого тренируются и соревнуются альпинисты.

Выбрали небольшую горку по самыми скалами и укатали ее всю, устроив самую настоящую ТЕЛЕ-фото-видеосессию - Антон залег под склоном со своим Canon, Дима прыгал, я снимала их на фоне Круглицы, а потом мы с Леной в очередной раз отрабатывали стойку - не научились еще "хулиганить":

А еще наслаждались солнцем, тишиной и красотой. Понимаю, что в сотый раз пишу про это, но удержаться трудно :)

Откликной гребень эффектней всего смотрится со склона Круглицы

Так как первый раз поднялись на Круглицу в облаке и ничего не видели, то единогласно решили прогуляться через Долину Сказок еще раз на вершину и снова устроить суперслалом в еловом редколесье на ее восточном склоне. Интересно, что катаясь с утра до вечера, мы ни разу не уставали. Понятно, что мы тренированнные, но еще я думаю, что восторг от катания с горок с лихвой компенсирует мышечную усталось, даже если она и присутствует.

У нас оставался один полный день, чтобы завершить экскурс по Таганаю. Оставалась одна гора - Двуглавая сопка. Есть еще местный Монблан (так и есть на картах), но в этом году туда бураны на ходили, а топтать двухметровый снег мы не потянем. Поэтому на следующий день уже с рюкзаками снова через Долину сказок, снова покатавшись на нашей любимой поляне между Круглицей и Откликным Гребнем, мы через приют альпинистов Гремучий ключ, спустились к другому приюту - Белый ключ, что под Двуглавой сопкой. Оставили у Максима (молодой парень, начальник) в домике рюкзаки и поднялись на сопку с лыжами, чтобы попытаться съехать и с нее. Местный народ, гуляющий на вершину пешком, обратно с визгом ехал на попе вдоль тропы по снежно-ледяному крутейшему желобу - мне за них было страшно :). А они пожимали плечами, глядя на то, что мы поднимаемся с лыжами наверх.

Интересно, что всех, кого мы видели на Таганае, были либо пешком, либо на желтой Тисе, и всем в диковинку были наши лыжи. А ведь где, как ни здесь, где много снега, где есть приюты, где горы безопасны и легкодоступны нужно кататься именно на таких правильных лыжах. Впрочем, мы и сами дошли до этого только год назад :).

Снова и снова час фотографа!

Ну типа "Титаник" :) Красиво ведь, правда?

Цвет. Свет. Настроение...

Это был самый сложный и самый быстрый спуск с самой красивой скальной вершины - Двуглавой сопки. Самый быстрый, потому что солнце село и реально надо было успеть до темноты.

Поужинали в беседке приюта "Белый ключ" и в темноте покатили в Златоуст на наш ночной поезд. 6 дней, наполненных бэккантри, телемарком и еще сотней маленьких и больших радостей! Много это или мало? Это просто еще одна маленькая жизнь!

Таганай - это такое небольшое сказочное место. И здесь даже указатель есть "Долина сказок". И это потрясающе красивое место, даже новые слова трудно подобрать. И пусть говорят, что оно затоптано, что тут бывают сотни и тысячи туристов. Но я надеюсь, что мы открыли и побывали в своем Таганае.

Спасибо тебе, Таганай!

Все вместе на вершине Круглицы

Участники:
Дмитрий Постнов (лыжи Rossignol BC 125, ботинки Fischer BCX 675, крепы Voile 3-pin cable, палки Black Diamond),
Светлана Малова (лыжи Fischer S-bound 89, ботинки Alpina BC 1575, крепы Voile 3-pin cable, палки Black Diamond),
Елена Лебедева (лыжи деревянные обструганные под 89-69-79, ботинки Salomon, крепления "беговые" SNS)
Антон Хохлов (лыжи Head carve, ботинки Salomon, крепления "беговые" SNS),

НАШ ВИДЕОКЛИП о ТАГАНАЕ (7 мин.) >>

* Для справки: “Телемарк — стиль катания на специальных лыжах, базирующийся на разножке и естественном для человека движении — шаге. Поворот в телемарке инициируется ведущей (внешней) ногой, при этом оба колена согнуты, а пятка задней ноги приподнята над лыжей. Именно поэтому крепления для телемарка существенно отличаются от горнолыжного крепления, они «намертво» прикрепляют к лыже лишь носок (рант) ботинка, оставляя при этом незакреплённой пятку.” из Википедии.

Подробнее >> В. Смирнов: "Кто вы, мистер Телемарк?"

Д. Постнов, С. Малова: "Бэккантри и телемарк на Таганае. Краткое техническое описание"

Автор: Светлана Малова.
Фото: С. Малова, Антон Хохлов.
Видеосъемка: Д.Постнов, С. Малова, А. Хохлов.
Саратов-Таганай, 4-9 февраля 2013г.

Уважаемый читатель! Эта статья прислана на конкурс от компании Stark,
Поэтому не забываем ставить оценку рассказу!