"Превед Алимпеаде!"
К. Бекетов
RedFox AR 2010. Серия третья.
Серия третья потому, что началось все для нас два года назад, с гонки в Кандалакше. Мы хотели всего лишь один раз попробовать, умереть и все. Но доза оказалась не смертельной, и одного раза хватило, чтобы не умереть, а снова начать жить на полную катушку. Наши экспедиционные походы к тому времени стали терять привлекательность. Так что RedFox для нас - это уже диагноз...
Маршрут гонки этого года: экзотик-тур Красная поляна - Сочи, с финишем в Черном море. 100км с перепадом высот 8848м за 2 дня. В программе: 1 день - восхождение и траверс снежной вершины Ачишхо (высота 2391м, 25 км), типа горный велосипед (30км по дорогам и без), воронцовская пещера. Обязательный ночлег. 2 день - самое вкусное и интересное - прыжок с 8 метрового уступа в каньон и самосплав по каньону, ориентирование, особовертикальные спуски рядом с 20 метровыми водопадами, и гордость сочинцев - Виа-феррата - железная дорога по вертикальным скалам. Ну и завершался сей грандиозный экшен заплывом в море под наблюдением МЧС.
Поехали!
Совсем коротко о "накануне гонки".
Обрадовали нас уже при регистрации, выдав суперфункциональные майки-номера, в которых (и только) мы и бежали всю гонку, и не менее функциональные банданы от спонсоров - Gore-tex, Polartec и RedFox. Давно о таких мечтали. Всех, кто хотел, застраховали за 100 рублей от всякого возможного несчастного случая. Тестирование было ненапряжным и приятным - имитируя Виа-феррату, залезть метров на 8-10 по металлоконструкциям и дюльфернуть вниз.
По традиции, гонку сначала неофициально открыл ливень, а потом Торжественно - официальные организаторы. Было весело. Костя «пошутил» насчет того, что «улыбки не сойдут с наших лиц до финиша». И почти никто не заметил двух усталых спортсменов, вернувшихся с постановки КП.
Идилию предстартового дня бесцеремонно нарушали снующие туда-сюда камазы с щебнем, пыль и шум всесоюзной олимпийской стройки. Мы поехали купаться в Мзымте. Холодная горная река. Южное солнце. Ожидание большого приключения. Все это постепенно захватывало каждую клеточку тела. До вечера в лагере на поляне отеля Шато - разлагающая атмосфера - почти все валяются, загорают, изредка посматривая в карты - все пути угаданы и изучены еще дома. Карты заскотчевать не надо - все заламинировано.
И вот долгожданный брифинг на заходе солнца. Из уст Кости Бекетова: «Без троп в этом районе лучше и не пытаться идти. Ищите тропу. Туда, где на карте нарисованы красные крестики, не суйтесь. МЧС сказало, что даже и искать там не будет». Из уст инструктора из «Мастерской приключений»: «Мы сделаем так, что прыгнуть с 8 метров придется всем!» Да мы, собственно за этим и приехали. За полное прохождение этапа давался 1 зачетный балл и тем, кто не успевал к КВ дня, можно было пропускать этапы и двигаться дальше. Интриги, однако, это совсем не убавляло. Не зная местность, а только предполагая по карте, просчитаться было очень легко. Карты, опять же, лохматых 50-х годов с подрисованными кое-где тропами.
День первый. "Все, в последний раз..."
8-километровый велопролог с раздельного старта помог справиться с адреналином и на трекинг мы уходили уже вроде как без особого возбуждения. Однако догнав на крутом участке несколько команд, и увлекшись гонкой, пропустили незаметную отвилку нужной тропы. Когда понимаем это, приходится траверсировать довольно крутой склон, заросший травой и красивыми снаружи, но ужасными внутри рододендронами... Карабкаясь по скалам в поисках нарисованной на карте тропы, вижу горную козу, неторопливо уходящую за гребень.
- Дим, наверное нам туда! Коза там без проблем прошла!
Благоразумно спустились вниз по кулуару, потеряв правда с трудом набранные десятки метров высоты. Увидели, как народ заходит на первый КП - на перевал. Но между нами еще один кулуар со снежником и скалы. Измотавшись раньше времени, с трудом вылазим на первое КП, набрав от транзитки больше километра высоты. Лидеры были здесь полтора часа назад.
Второй КП – восточная вершина Ачихшо (2321м). Чтобы попасть на нее, надо отдать пару сотен метров высоты, а потом набрать 600. Восстанавливаем силы Ареной и поехали! На северной стороне перевала – снег, и можно катиться на ногах, как на лыжах, толкаясь палками – быстро и прохладненько. Подъем к вершине открывается потрясающим видом на водопад Братья. Все команды притормаживают для фотосессии, и мы – не исключение.
Совсем "немного" по каменистой тропе вверх, делаем небольшой привал. Есть время осмотреться и заметить красивый волнистый узор снежников, сползающих с вершин массива Ачишхо, увидеть маленькие фигурки участников на снежнике и на гребне.
Лидеры и команды, идущие перед нами, уже пробили небольшие ступени в снегу, и все же приходится вновь вбивать кроссовки в крутой склон и прочно упираться палками, чтобы не улететь вниз.
С вершины – обалденный вид на 360 градусов, но с Главного Кавказского хребта идут плотные черные тучи и гром гремит уже совсем недалеко. Бежим сначала по гребню по узкой тропе среди белых рододендронов, местами едем по краю гигантского снежного козырька. Вершинный взлет и легко берем КП3 - главную вершину Ачишхо (2391м). В этот момент нас накрыло облако. Берем азимут на спуск и вначале довольно быстро бежим по хорошей тропе. Вскоре меняем азимут и начинаем, как ежики в тумане искать ту тропу, которая выведет нас на маркированную тропу в долину р. Чвижепсе. В какой-то момент она невероятным образом нашлась, и облако осталось выше.
И вот тут тучи разродились градом величиной с хорошую горошину, и тропа вновь потерялась. Поиски, блужданья, далекие голоса. GPS упорно показывает, что мы на тропе. Чисто интуитивно спускаемся в долинку и находим там маркированную тропу и на ней – четкие следы Salomon-ов! До транзитки - километров 14! Несколько раз теряем и находим тропу. Где можно бежать - бежим. Смотрю на часы каждый час и понимаю, что не мы, а время от нас убегает!
Наконец - мост через речку, флаги, машины - транзитка. 7 вечера, половины велосипедов нет. До пещеры - 30 км на велосипеде или 5 часов. Нам кажется, этого хватит. Как же мы ошибались. Перед велоэтапом заехали освежиться на речку, перекусили батончиками, залили в гидраторы изотоник. Сначала мне хотелось отдохнуть подольше, но когда сели на велы и полетели вниз по асфальту в Кепшу - усталость как рукой сняло. Мигом докатили до ... всего лишь КП4.
Свернув с асфальта на типа грунтовку в Кепше, началось... Вверх-вверх-вверх. Ехать удается, мягко говоря, не везде. И тут мы совершили вторую, почти роковую ошибку. Чтобы вкручивать в горный серпантин, Дима принял "Speed Booster" с гуараной. И без того работающее в жару на пределе сердце, жалобно запросило пощады. Ехать в гору не было никаких сил, даже просто идти было тяжело. Я взяла оба вела на резинку и мы хоть и медленно, но двигались к КП5. Стемнело. Вылезши на очередной перевал, вздохнули облегченно - теперь-то поедем. Но несколько забойно крутых спусков пешком под велосипедом напрягали ноги до ломоты. И зачем мы взяли велотуфли? Часа через 3 действие гуараны и жары поутихло и на лихих каменистых спусках Дима вырывался вперед. У него от тряски не работал велофонарь и он не видел, что там, под колесами. У меня фонарь работал, и я тихонько подтормаживала на стремных местах.
Сворачиваем на, казалось бы, нужной развилке и попадаем аккурат к воротам леопардовой фермы, охранники которой уже взмолились: "Да что ж нам тут всю ночь стоять? Уже человек 50 к нам приезжало. И кто же вас ночью выпустил? " А мы ему весело: "Народ будет к вам всю ночь стучаться! А выпускали-то нас утром..."
В общем, последнее КП 6 велоэтапа взяли около 12 ночи. В сторонке, прямо на земле спала команда "Мокрый праздник". Понятно, что в пещеру уже не успеем, надо прорываться хотя бы в транзитку на ночлег. Ночью. Пешком. Через перевал. Без тропы. Хочется забыть, как страшный сон, но не могу. Признаюсь, что были даже мысли: "Все, это в последний раз..." Ошибившись с выбором берега ручья, и поняв бессмысленность ломиться ночью вверх по заросшему склону с велосипедом, устроили себе под буком "обязательный ночлег" до 5 утра. Впервые спали на земле просто так, без пенки. Оказывается, ничего страшного - юг, тепло.
Утром взяли с велосипедами вершинку рядом с перевалом, нашли какую-то тропу с метками, прошли по хребту и спустились до Воронцовки какими-то дорогами, которых и на карте-то нет. Просто ехали вниз, на асфальт. Успели финишировать 1 день в 7:50 утра, за 10 минут до КВ! Настроение у нас бодрое – ура, нам разрешили продолжать гонку. А тут еще и Костя поддержал участием и ободряющим «Сегодня все будет ближе». Ну да, в первый день по трем картам бегали, а на второй день – одна 500-метровка + одна спорткарта
День второй. "А можно еще раз?"
Народ активно готовился к старту в 8:00. Мы нашли свои вещи, позавтракали, переоделись, рассказали о своих приключениях, обратно собрали для финиша рюкзаки, сдали велосипеды и уже через час, в 9 с копейками стартовали. Организм какой-то на удивление свеженький. После небольшого трекинга по дороге находим начало каньона, и с удовольствием окунаемся в прохладную воду. Быстро двигаясь по красным стрелочкам береговой тропы внутри каньона, доходим вместе с командой GreenKiss до первого техэтапа.
Самосплав по каньону начинается прыжком с 8 метровой скалы. Пока одеваем гидрокостюмы, воздух сотрясают крики типа "банзай" и через секунду громкий "бах" в воду. Снимаем шлемы, рюкзаки, выходим на прыжковые площадки. На каждой – инструкторы «Мастерской приключений». Дима прыгает первым, я скидываю ему рюкзаки. Страха высоты и воды нет, однако что-то удерживает меня несколько секунд на берегу. Собираюсь с духом и лечу. Лечу. Вхожу в воду. Погружаюсь. Машу руками под водой и подсознательно пытаюсь вдохнуть. Всплываю, ессно, с квадратными глазами и наглотавшись воды. Уф! Здорово! С нами такого еще не было! Снова "бах", и еще, и еще! Рядом вылазит девушка и просит инструктора "А можно еще раз прыгнуть?"
Вода подхватывает и несет в каньон. Хватаюсь за уступ и выбираюсь на камень. Дима фотографирует меня на КП и не замечает, что от перчаток намок шнурок фотоаппарата, который он убирает в Аквапак. Через какое-то время фотик намок (от воды со шнурка, к Аквапаку никаких претензий), заглючил и с трудом дожил до предпоследнего КП.
Наконец-то мы оказались в родной стихии – в воде. Мы много где были, но красота Новолишенского каньона какая-то нереальная. Отвесные и нависающие стенки, местами почти соприкасаются на высоте метров десяти. В полутораметровых сужениях вода ускоряется и наваливает на стены. Глубина - говорят, до 9 метров. Упавшие сверху огромные стволы иногда перегораживают русло целиком и надо прыгать в кипящую воды с высоты 2-х метров. Экзотика по полной программе! В одном месте водоворот-ловушка не дает плыть дальше и спасает только рука друга. Каньон длиной всего километр, но плыть, преодолевая многочисленные препятствия реально устаешь и через полчаса начинаешь ждать выхода. Потихоньку, даже в гидре, меня начинает немножко бить озноб. Наконец, солнца все больше, берега все ниже и все кончается на городском пляже под вспышки камер отдыхающих и их удивленные возгласы. От всей души предлагают пиво и шашлык. И все-таки, жаль, что каньон кончился. Это был, пожалуй самый-самый классный этап.
Спрашиваем у местной милиции, как быстрее попасть на мост через Хосту и быстрым шагом по асфальту доходим до этапа ориентирования. Сдаем гидрокостюмы, получаем карты, заправляемся батончиками – после сплава аппетит у меня всегда повышенный. Решаем взять для порядка пару КП (из 7) и спешить на уникальные техэтапы: еще один каньон и виа-феррату, КВ которой кончалось в 19-00. Солнце - почти в зените, на небе – ни облачка, температура +30С, влажность 100% и ни ветерка (как и в первый день, собственно). Выход на открытые места был пыткой. Везде, где можем, пьем и обливаемся даже из лужи. Хорошо, что путь проходит в основном внутри практически паркового леса.
Наконец-то второй каньон и можно будет снова искупаться. Одеваем беседки, выходим на скалы. О-опс! Недетский вертикальный спуск рядом с 20 метровыми Агурскими водопадами! Не торопясь, Дима три раза проверяет, все ли надежно встегнуто и так ли хорош прусик. "Веревка свободна!" Моя очередь. Спуск эмоциональный, хотя по линии падения воды (как на фотках анонса) было бы круче. Отмечаем КП 17 и снова спуск на 20м. Уже в конце Дима предупреждает, что меня вот-вот потянет налево в «ванну» - этакий сюрприз от дизайнеров этапа. Самого его маятником мягко увело в своеобразный камин и он обнаружил себя болтающимся на веревке в воде безо всякой опоры. Расперся ногами в стенки под водой, сам вылез и девушке (волгоградской) помог. Мне такого сюрприза не досталось. С большим удовольствием проплыли еще десяток-другой метров вниз по каньону и перед еще более внушительным водопадом по маркировке ушли на тропу.
Бежим по тропе на Виа-Феррату. Успеваем на этап без проблем, поэтому сначала особо не торопимся. Поднявшись к скалам, обнаруживаем там довольно много команд, ждущих компенсаторы, и записываемся в очередь. Приходит волгоградская команда, уходившая с каньона раньше нас (заблудились немножко) и от досады, наверное, девушка начинает есть лимон. Я по доброте душевной, предлагаю им идти вперед. Если бы я знала, что нам не хватит именно этих нескольких минут, чтобы зачетно проплыть в море, проявила бы бОльшую твердость характера.
Итак, Via-Ferrata! Реальный такой железный трос, держась за который, легко лезешь по скобам и отвесным слоистым скалам. Лезть далеко и высоко. Примерно на середине подъема есть маленькая пещерка-шкуродер, в которой 2 лаза. Мы лезли сразу за Карлом Феем и очень прикольно было слышать его «Crazy», когда он на пару минут застрял в узкой щели. Просто надо было лезть не плашмя, а немножко извиваясь и «складываясь».
На самом деле, получить больше эмоций мешало то, что надо было спешить. Практически не было времени оглянуться и хотя бы испугаться двухсотметровой высоты.
Все, сдаем компенсаторы и надо найти тропку, чтобы отметив последний пункт, добежать до моря. По еле заметной тропинке, которая сначала шла вдоль скал, а потом примерно так, как было дорисовано в карте, и все-таки с сомнением, быстрым шагом скользим сквозь колючие кусты и лианы, которых вдруг стало много. Выходим на поляну и девушка из машины на наш вопрос: «Здесь такие, как мы, пробегали?» уверенно машет рукой на тропу: «Все убежали туда и никто не вернулся!» Мы прибавили шагу, добежали и отметились на последнем 19 КП вместе с волгоградцами. Теперь к морю! Только здесь до нас доходит, что этап плавания вот-вот закроется. Ускоряемся по асфальту, на нас с удивлением смотрят строители, как обычно бросают вслед фразу «Динамо бежит», и мы прибегаем на пляж в 20:08, не успевая на этап плавания на 8 минут… Чуть-чуть обидно.
Мысли о том, что смоем с себя соленый пот в море, заставляют внутренне улыбнуться. Море очень соленое и прохладное, волны почти нет. На берегу яркое разноцветное лежбище довольных и немного усталых мультиспортсменов. Находим наших – Женю и Серегу. Они пока не знают, третьи они или четвертые и мы вместе томимся ожиданием!
Награждение. Начали с команд-двоек. «3-е место заняла команда «Discovery»! Вау! Круто! Мы со всех сил хлопаем в ладоши и прыгаем от радости! Какие же они молодцы! Первый раз на такой гонке и сразу прыжок в тройку! Это супер! Наградили и поздравили как всегда Найков, девчонок из Арены и всю российскую элиту мультиспорта. Спонсоры всех одели в фирменные курточки и жилетки с магическими буковками RedFox, Gore-Tex и Polartec. И всем участникам сделали еще один подарок: футболки с логотипом гонки, схемой дистанции и словами "I've survived!" - "Я выжил!" Воистину!
Мы ужасно довольны, потому что, впервые прошли все определяющие этапы, не прошли лишь два "коротких" - пещеру и плавание в море, и частично ориентирование. Гонка - очень красивая! Места и этапы - шикарные и необычные! Ощущение супертура по экзотическим местам! Спасибо всем, кто устроил этот праздник души и тела!
Отдельно скажем Спасибо всем, кто болел за нас в Саратове! Это очень много значит!
Команда Perpetuum Mobile - Дмитрий Постнов, Светлана Малова.
Результат: 11 место. 7 этапов. 35ч. 10 мин.
P.S. И маленькая зарисовка первого рабочего утра в Саратове. Едем на работу, почти целиком погрузившись в атмосферу гонки, вспоминая и жарко обсуждая наши ошибки и резко тормозим на перекрестке - дорогу внезапно переходит какой-то упитанный, цивильно одетый дядька. "Он то что здесь делает?" - вопрос поражает нас обоих и мы понимаем, что надо бы спуститься с небес на землю и реально следить за дорогой...
Холодный и мокрый праздник, который всегда с тобой! Рассказ о гонке 2008 года.
Право на реанимацию. Рассказ о гонке 2009 года.
Страничка гонки 2010 года на http://adventureraces.ru/
Официальный сайт приключенческой гонки
|