...вдруг откуда-то послышался очень странный звук, ни на что не похожий, вибрирующий, мелодичный и завораживающий...
Впрочем, если бы не тридцатиградусный мороз, мы простояли бы еще минут пять и тоже стали бы медитировать. Но мы не могли себе этого позволить. И в первый подвернувшийся удачный момент, когда абориген скосил на нас один глаз, я поспешил: 'Здравствуйте!'
'Здраствуйтя,' - ответил абориген и оторвал руки от губ. Правда, покачиваться при этом он не перестал. 'На Иремелю идетя?' - поинтересовался он.
'Да, хотим завтра подняться на Иремелю,' - поддакнул ему я, и постаравшись польстить местному - 'красиво у вас тут!'
'Да, карасива. Тайга, Иремеля, Тюляк' - согласился абориген.
Тюляк - так местные называют и село, и речку. Говорят, что так звали вождя башкирского племени, кочевавшего в этих краях на границе 17 и 18 веков.
Мне не терпелось узнать, чем же он извлекал тот загадочный звук, да и время с морозом крепко поджимали. 'Скажите, мил человек,а что за музыку вы сейчас играли и на каком инструменте?' - не вытерпел я, - 'Нам очень понравился этот звук!'
'Струмента? Какая струмента? Вся струмента у меня в амбаре ляжит. Музыку я играла не на струменте, на кубысе я играла! Вот, кубыса!' - взволновался мужичок. И показал нечто кругленькое с ручкой, или колечко с отростком, или - я тогда и не знал, как это понимать. Но уже тогда во мне зародилась страшная страсть стать обладателем такой 'кубысы'. Меня уже подпихивали со всех сторон другие участники группы, мы потеряли слишком много времени на этом звуке, базовый лагерь придется ставить в темноте.
Но я уже не мог остановиться и был готов на любые лишения и бесконечные дежурства у печки, лишь бы заполучить волшебную 'кубысу'.
'Скажите, уважаемый, а можно ли у Вас приобрести эту замечательную кубысу?' - с надеждой начал я. 'А водка у вас есть?' - немедленно вопросил покачивающийся абориген.
Конечно, у нас был неприкасаемый запас хорошего медицинского спирта, но поход уже послезавтра заканчивался и я умоляюще посмотрел на начинающего кипеть Петруху - он заведовал у нас этим драгоценным ресурсом. 'Ну я тебя очень прошу, ну пятьдесят грамм отлей, а? Ведь еще четыреста пятьдесят останется!' - взмолился я.
'Черт с тобой,' - сказал Петруха, - 'это твоя личная жертва, сам себя обделяешь. У нас потом не клянчи!' - отрезал он и, скоро покопавшись в рюкзаке повернувшись к анм спиной, немного побулькав, обернулся и протянул мне эмалированную кружку. 'Держи, растратчик,' - процедил Петруха.
Я выхватил у него кружку и протянул аборигену. Тот, убрав кубысу в карман, одной рукой взял в руки кружку, другой наскреб снега из-под ног, закатил глаза, одним махом проглотил спирт из кружки и запихал в рот снег. Его даже не передернуло. Просидев с минуту с закрытыми глазами, он очнулся и молвил: 'Эта кубыса мне передал мой дед, а ему передал отец его деда, а я передам своему внуку,' - рассказал он, - 'эта кубыса не продается!'
Петруха крякнул, накинул на себя рюкзак и пошел вверх по дороге. 'Догоняй, кубысник!' - ухмыляясь, только и добавил он. Остальные участники нашей группы бодро пошли за ним.
Мне ничего не оставалось более, как пойти следом за своими друзьями.
Сложные чувства боролись во мне: интерес к совершенно необычному 'струменту', извлекающему столь чарующие звуки, досада от неудачи его приобретения, стыд перед друзьями за потерю времени и неловкой торговли. И безумное желание все-таки разыскать 'кубысу' и научиться на ней играть.
Не буду долго рассказывать, как издевались надо мной участники нашего похода после этого случая, особенно в поезде по возвращении домой, когда разливали понемногу остатки неизрасходованного спирта. Конечно, все слили понемногу на компенсацию бездарно утраченной мною пайки.
После этого я долго искал упоминания о той самой 'кубысе', но нигде не мог найти. И никто не мог мне ответить, что же это такое.
И лишь спустя два или три года Витька-геолог, работающий на северах, во время очередной посиделки после моего вопроса догадался: 'Да это же варган!'
Это сегодня почти каждый школьник знает, что такое варган.
Варган, как говорит Википедия, является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Делается он обычно из металла или из дерева. Бывают и костяные варганы.
Но, оказывается, в сталинские годы он был запрещен вообще во всех своих разновидностях и под всеми названиями. И я сегодня знаю, что та самая 'кубыса' есть не что иное, как башкирская национальная разновидность варгана, кобыз. А еще, оказывается есть якутский хомус, старорусская зубанка, казахский кобыз, киргизский комуз, вьетнамский дан мои, белорусские дрымба, вурган, друмла.