или Регистрация
Наши друзья
corposport.ru
manturs
Сайт о циклических видах спорта
Зеленый Саратов
Магнит с твоей фотографией
Сейчас на сайте
Гостей: 2

Пользователей: 0

Всего пользователей: 13,112
Новый пользователь: px84wza5vx
Задержи дыхание - Amazing Norge!
Часть первая - подробности (для тех, кому интересно, как оно)

Суть не в том,
чтобы быстрее пройти заветную дорогу,
а в том, чтобы как можно больше увидеть
на этом пути.
Почему Норвегия?

"ВНИМАНИЕ! Будьте осторожны! Вам грозит 100% привыкание! После поездки в Норвегию вы уже никогда не сможете получить прежнее удовольствие от походов по Хибинам или Полярному Уралу, а покатушки в Ленобласти будут вызывать у вас презрительную усмешку..." - так начал свой рассказ о велопутешествии по Норвегии в 2005 году Константин Бекетов (известный питерский спортсмен, путешественник, ныне директор и дизайнер самых крутых мультиспортивных гонок в России), статьи и рассказы которого я стараюсь не пропускать и вообще слежу за его спортивным творчеством. После этой фразы не захотеть в эту северную скандинавскую страну было невозможно.

Хотели сильно, ждали долго. И вот в 2007 предоставилась такая возможность - Диму пригласили работать (по науке) на 2 месяца в Данию, а оттуда недалеко и до Норвегии (все одно - шенген) - и мы ухватились за нее руками и ногами. Проискали в Интернете все по Норвегии и веломаршрутам, нашли классный отчет уфимца - Игоря Гришанова (буквально зачитались его повестью о Скандинавии), разработали свой маршрут и в путь!

Круизное начало
(19-20 июля. Люнгбу - Копенгаген - Осло. dst 20км. Погода отличная)

Точно в 17-00 морской лайнер "Жемчужина Скандинавии" отчалил из Копенгагена в Осло, из Дании, где мы работали, в Норвегию, которую мы очень хотели увидеть. Это один из шести лайнеров компании DFDS Seaways - 11-ти палубный белоснежный красавец с бассейном и джакузи прямо на "улице", с детскими игровыми комнатами, кинозалами и естественно с дорогими барами и ресторанами (мы туда даже не заглядывали - научным работникам там не по карману).

Плыли мы на такой штуковине первый раз в жизни - впечатлило, хотя каюта была самая что ни на есть экономная - 4кв.м. и без иллюминатора. Вначале весь народ высыпал на палубу - пиво попить, на белый пенящийся след посмотреть и засняться на фоне исчезающей Дании с ветряками. Но потом холодный морской ветер загнал всех вниз, в магазины и развлекаловки. Единственное, что мы посетили, было Duty Free - запаслись датским Аквавитом (типа самогон; норвежцы сами ездят в Данию за дешевым спиртным) и Риттерспортом (шоколад здесь тоже дешевле).

В 8 утра 20-го прозвенел колокольчик, мужской голос на 2 языках (англ. и норв.) пожелал нам доброго утра, пригласил на чашечку кофе и сообщил, что мы прибудем в столицу Норвегии в 9-30. Через полчаса мы уже вовсю глазели на скалистые, темные, утренние в дымке острова Ослофьорда, с приютившимися на них маленькими домиками и лодками. С лайнера был прекрасный вид на весь Осло и вдалеке, почти на горизонте - знаметый Холменколенский трамплин.

Собрали велы и стали пробираться к ж/д вокзалу по непривычно узким по сравнению с Данией, без велодорожек, улочкам норвежской столицы. В конце концов выехали на пешеходный проспект и тоже спешились, чтобы не толкаться со своим грузом. Неподалеку от вокзала нашли кафе и взяли на завтрак кофе (25 крон за чашечку = 120 руб.) и рогалик, наблюдая из окна, как живые позолоченные скульптуры развлекают заезжих туристов - сначала стоят неподвижно, а потом выдают разные "па". А еще здесь готовились к первым продажам последней книги о Гарри Поттере, развешивая везде яркие анонсы. Закупились продуктами на первые 4 дня похода в REMO 1000 (один из магазинов, рекомендованных нашими предшественниками).

А может мы на Алтае?
(20 июля. Otta - Lalm. tm 1ч 55 мин, dst 29 км, avs 15 км/ч. Погода отличная - жарко, тепло, солнышко.)

Снова разобрав велосипеды и погрузив их в специальный вагон, отправляемся на поезде Осло-Тронхейм к небольшой станции Отта. Места сидячие, но очень комфортные - можно откинуть сиденье до лежачего положения и есть подставка для ног. Виды из окна были самые что ни на есть забугорные - классические сочно-зеленые луга, хвойные леса, синие озера, и яркие, как будто нарисованные домики. Четыре часа пролетели как-то незаметно.

Когда вышли из вагона, вначале даже немного удивились, настолько эта станция была похожа на любую уральскую - различные склады и лежащие штабелями доски. Было одно глобальное отличие - суперчистота. Собрали велосипеды тут же возле перрона и поехали на свое первое вечернее свидание с Норвегией (по шоссе номер 15 вдоль р. Отта). Машин много, дорога кажется очень узкой. С непривычки немного неуютно, и потому мы быстренько переехали по мосту на другой берег на старую асфальтовую дорогу и не ошиблись. Тут было тихо-спокойно, по сторонам только чистенькие благоустроенные фермы, а на одной из них ламы с очень прикольными хвостиками очень долго нам позировали и строили глазки. Дорога проложена очень нескучно - то вверх, то вниз, и сразу настраивает на спортивный ритм. Скорее всего, новое 15-е шоссе идет более ровно, но напрягаться по поводу машин менее приятно, чем крутить в гору. Было уже далеко за 10 вечера, когда мы взяли небольшой "перевал" и на нем же встали на ночлег, свернув с асфальта в лес. Место совершенно алтайское - те же елки, березки, тот же мох и те же камни - хм? А где же Норвегия?
Было очень светло - в это время года белые ночи, и даже после полуночи мы слышали работающие трактора - норвежские фермеры по полной использовали световой день и погожие денечки.

Вот оно!
(21 июля. Lalm - Vagamo - Lom - Nasionalpark Jotunheimen. tm 4:40 ч, dst 67.63 км, avs 14.5 км/ч, max 59 км/ч. Погода отличная - жарко, солнышко.)

И вот с самого утра Норвегия, словно стыдливая красавица, знающая себе цену, отбросив всякие предрассудки, в одно мгновенье откинула покрывало. Ошарашенные таким откровением, мы не знали куда смотреть в первую очередь, к чему прикасаться...

Это уже не Урал и не Алтай - это Норвегия! Просто отпускаешь велосипед, встаешь на педалях и визжишь от удовольствия - от скорости, от окружающих скал, сверкающих водопадов, пронзительно синего неба, голубых озер и прозрачного воздуха. Вот оно! Началось!

Машин практически нет, дорога мягким синусом вьется вдоль разлившейся реки потрясающего бирюзового цвета - затяжные подьемы и такие же спуски, потрудился - получай награду! На отдых притормозили у одного из водопадов и искупались в настоящей каменной ванне, явно благоустроенной норвежцами (вода градусов 12), а на обед нас заманила сочно-зеленая лужайка на берегу разлившейся Отты перед местечком с названием Лом. Нежась на ласковом ненавязчивом солнце, созерцая лазурную воду и какую-то абсолютную красоту вокруг, нас охватывала такая безмятежность, что в голову постоянно лезли мысли о рае на Земле.

Вьезжаем в Лом (туристический центр) - здесь 1000-летняя церковь, музей, разные кафе, бары, Tourist-Info, в котором можно купить любые карты всей Норвегии. Здесь мы купили отличную карту на весь наш маршрут. Место для музея выбрано с большим вкусом - на берегу горной реки, напротив мощного и красивого порога-водопада. Норвежцы живут тут же, в пяти метрах от бушующего потока. Счастливые - каждый день засыпают по шум воды.

/td>

С этого момента мы ступили на знаменитую 55 дорогу. Она обозначена специальным значком, поясняющим, что это красивая дорога и на ней куча достопримечательностей. Однако, наш первый "экскурсионный" объект находился чуть в стороне. По плану у нас было восхождение на высшую точку Скандинавии - пик Galdhopiggen 2469м, и находится он в национальном парке Jotunheimen - сворот с 55 дороги налево на альплагерь Spiterstulen на 15-ом километре (есть стенд с информацией).

Подьезжаем к мостику через р. Visa, откуда начинается крутой серпантин в ущелье, хорошо, что по асфальту. Мимо проезжает автобус с туристами и я с ужасом наблюдаю его на паре взлетов горного серпантина - круто... Я забираюсь с видеокамерой на скалу - Дима в начале подъема бодро крутит на 1-1, улыбается и работает на камеру. По мере подьема оптимизм наш потихоньку испаряется - из-за медленного движения начинают доставать жара и мухи. Отдыхаем каждые 800м в уширениях дороги (дорога очень узкая - примерно на одну грузовую машину, зато уширения - каждые 30-50м). Отдыхать вдвойне приятно, потому что, чем выше мы поднимаемся, тем больше видим вокруг - естественная северная красота, благоустроенная с большим вкусом каждый раз вызывает легкое чувство зависти. Горный воздух заполняет легкие, глаза отдыхают на зеленом и голубом, а мозг совершенно забыл, что где-то далеко есть работа и все остальное.

Весь путь до альплагеря разбит на участки со смотровыми площадками. На точке N5 есть стенд с картой и информацией о правилах посещения нацпарка. Увидев этот стенд, решили посмотреть, как же высоко мы забрались по серпантину. Обнаружив себя только на четверти пути от альплагеря (весь подъем до него 17 км), тут же подумалось - "Умрем". Попили водички, сьели шоколадку и приготовились медленно умирать. И именно отсюда дорога стала выполаживаться, правда асфальт сменился грунтовкой. Речка Visa, вдоль которой мы ехали - настоящая горная река с непрерывным каскадом порогов 4-5-6 к.с. и мы так и представляли себе наш тритончик, ныряющий в бочки и "облизывающий обливняки".

Поужинали с видом на пороги и решили, что доедем до лагеря завтра утром, а сегодня надо отдохнуть, и на ночлег ушли от дороги на мягкий пологий склон лишь со звериными тропами. Сквозь елки видели мощнейший водопад, который казалось, льется прямо с неба. К вечеру второго дня уже было, что вспомнить и о чем помечтать - Норвегия захватывала нас все больше и больше.

Туристский объект номер раз.
(22 июля. Альплагерь Spiterstulen. Восхождение на пик Galdhopiggen, 2469м - высшая точка Скандинавии. tm 42мин., dst 6.6 км. Погода хорошая - прохладно, облачно.)

Дальше до альплагеря едется довольно легко - мягкие тягуны по ровной грунтовой дороге. Последний участок 300м - асфальт (!) прямо посреди диких гор - как-то уже попривыкли к грунту и он кажется здесь каким-то чудом. В лагере есть вода, туалет и душ. Вся стоянка забита машинами (практически все полноприводные) с разными приспособами к путешествиям и экспедициям - у многих палатки размещены прямо на крыше, очень много машин с горными велосипедами на крыше и багажнике сзади. На другом берегу реки приютились палатки, около каждой - кучка дров, выданных администрацией.

Велосипеды мы пристегнули к столбу, велорюкзаки оставили тут же, накрыв их велочехлами - воровать здесь некому - за границей народ богатый и цивилизованный, и вышли на вершину, взяв воды, обед и горелку. Тропа хорошо размечена - красные буквы "Т" на камнях, заблудиться невозможно, да и желающих подняться на высшую точку Скандинавии тоже много - вереница растянулась по всей тропе. Интересно, что даже камни здесь лежат как-то по особенному, правильно - практически ни одного "живого", идти легко и приятно. Видели спортсмена, который поднимался бегом - вот так и рождаются олимпийские чемпионы. Вообще, складывается впечатление, что здесь все отдыхают активно и спортивно.

По пути много снежников, маленьких ледничков и ручейков. Кое-кто уже спускался, с улыбкой и дружеским "Hi!" приветствуя восходителей - здесь принято всем со всеми здороваться. Время ланча для нас святое и мы не спеша попили кофе, созерцая островерхие окрестные горы, лирических овечек и поднимающихся целеустремленных туристов. Встретили Пионеров, наших друзей - чету Афанасьевых из родного Саратова - ну где еще встретиться, кроме как в Норвегии? :-)

Путь до вершины занял у нас что-то около 4-х часов. Наверху закреплена какая-то круглая штуковина с названиями вершин и типа подзорная труба, в которую каждый непременно посмотрит. Диву даешься - сколько вокруг ледников всего-лишь на 2500м! Север, однако. Видны длинные вереницы туристских групп (издалека очень похожих на цепочку муравьев), которых гиды водят сюда с другого альплагеря через довольно большой ледник. Здесь же на вершине построена уютная каменная кафешка с огромными окнами на три стороны, внутри - кофе, чай, сувениры - кому что нужно. Что особенно поразило, так это количество детей лет 6-8 и собак-восходителей, включая таксу! А еще прикольно было наблюдать взрослых людей, весело катящихся вниз по снежникам прямо на попе.:-)

Вечер мы с удовольствием провели в компании автотуристов из Белорусcии, которых тоже встретили на горе. Они уже третий раз вчетвером путешествуют по Норвегии, проносясь галопом через всю Европу - быстрей в Норвегию. Чувство какого-то единения и гармонии со всеми вокруг, включая Вселенную, взяло нас в кольцо и мы сладко уснули, предвкушая новый день и новые впечатления.

Самый высокий автомобильный перевал Скандинавии. ROAD N 55
(23 июля. 55 дорога. Альплагерь Spiterstulen - Krossbu - перевал 1440m - Turtargo - Fortun - Alme. tm 6:19 ч, dst 96 км, avs 15.2 км/ч, max 66.9 км/ч. Погода так себе - прохладно, снежно, холодно, дождь, тепло, комары.)

Стандартный завтрак - кофе и хлеб с сыром и - по коням! Мечта даунхильщика - 17 км спуска по горному серпантину! Wow! Wow! Wow! И так все 17 км! На середине спуска пришлось пообщаться с норвежскими коровками - просто не могли проехать мимо этих разноцветных, чистеньких, любопытных телок с бирками в обоих ушах. Они буквально лезли в камеру. Уже внизу нас догнали белорусы на Субару и посоветовали нам оставить все сьемки для 55 дороги. Они были правы на все 220 процентов.

Итак, на road N55!

На сегодня у нас по плану самый высокий автомобильный перевал Скандинавии высотой 1440 м над уровнем моря. Половина пути должна быть реально в гору. Солнце взяло выходной и нам пришлось делить путь с дождем и ветром - эти спутники всегда готовы составить компанию в Скандинавии. Удивляться всему вокруг пришлось с первых же километров - глубокие каньоны горной реки, распахнутые широкие долины национального парка, сосны с нереально-огромными кронами, норвежские домики с батутами, садиками и почтовыми ящиками, каждый из которых по своему красив и уникален. Поражают ворота норвежских дворов - такое впечатление, что все хозяева - профессиональные резчики по дереву.

55-е шоссе идет так, что предстоящий путь просматривается на несколько километорв вперед, и весь подъем как на ладони. Все самые красивые места автоматически становятся местами привалов и сам собой организуется ритм движения. Многое узнается по фоткам из Интернета. Естественно, мы не могли не засняться в высеченном из монолита "норвежском телевизоре" - внутри камня ровная квадратная дырка. Программы, правда всего две. И постоянно, на всем протяжении дороги какое-то нереальное количество высоченных водопадов с каменными мостами, не просто снег, а настоящие ледники по обочинам, озера с иссиня-зеленой водой, пороги на горной реке. Смотровые площадки оборудованы под самый требовательный и изысканный вкус.

Эту 55 дорогу, если пытаться запечатлеть всю - можно неделю ехать, до того там все красиво и уникально! Насыщенность дороги красотами превышает даже "допустимый норвежский" уровень. Все это обрушивается на нас, не привыкших к такому, единым махом и заполняет все уголки сознания.

На перевале (после Krossbu) - очень красивое озеро с небольшими "айсбергами" - голубыми ледяными глыбами. Тормозят практически все автомобили, чтобы запечатлеть себя в этом историческом месте. Идет дождь, мы тоже фотографируемся и улетаем вниз - десятки километров спуска с уклоном 8-10 % - максимальная скорость на которых уже выше 60км/час. Нет, это просто безумие какое-то - приходится отдыхать на спуске, потому что руки устают руль держать :-) Отдать почти полтора километра высоты за полчаса? - да и не жалко, удовольствие - дороже!

Уже к вечеру в районе Skjolden сворачиваем на время с 55 дороги на местную, рекомендованную велосипедистам, вдоль левого берега фьорда Lustrafjorden и начинаем искать место ночлега. Приходится встать прямо у обочины дороги сразу за вторым тоннелем. Место не очень хорошее (самое плохое за поход), но нас посещают олень с олененком и у нас рядом свой маленький водопадик. Первый проезд по тоннелю был почти наощупь и почти не дыша - настолько непроглядная темень, что даже наши фонари не справлялись, со вторым было уже проще.

Норвежские фьорды
(24 июля. Alme - Urnes - паром - Solvorn - Songdal - Kaupanger - паром - Lerdal. tm 4:30 ч, dst 63 км, avs 14.5 км/ч. Погода отличная - тепло, облачно.)

Что может быть лучше норвежских перевалов? Только норвежские фьорды! Lustrafjorden самый дальний (и потому наименее соленый) отросток одного из самых длинных и красивых фьордов Норвегии - Sognefjorden, этакий щупалец осьминога-переростка (осьминог в данном случае океан).

30км вдоль этого фьорда мы ехали целых два часа, не потому, что медленно педали крутили, а потому что постоянно тормозили поснимать то зеленый прибрежный мыс, то невероятно красивый изгиб дороги, то водопад, да и просто не хотелось гнать сквозь всю эту красоту.

Вообще, словосочетанием "потрясающе красиво" можно говорить обо всем увиденном в Норвегии. Впрочем, говорить бестолку, это надо видеть.

В Urnes-е вместе с несколькими автомобилями и туристами переправились на пароме в Solvorn, вернувшись на 55-ую трассу. Следующая наша цель - Songdal, довольно крупный красивый город, расположенный как и все города Норвегии в живописной долине. Сказочные и словно игрушечные домики, приютившиеся на склоне холма, своими крышами выглядывают друг у друга из-за спины. Дома в основном деревянные, а вот заборчики - из настоящего природного камня - этого добра в Норвегии а избытке. Все это утопает в зелени самых экзотических деревьев.

Немножко катаемся по Songdal-ю в поисках магазина, вновь закупаем продукты и прощаемся с дорогой номер 55. Уф!!! Наконец-то, а то карточка в фотоаппарате почти забита, да и видео осталось на 25 минут, а еще только 4-й день похода. Наше сознание просто не может вместить все, что мы здесь видим и ощущаем, приходиться насильно "закрывать глаза" и бить себя по рукам, хватаясь за видеотехнику, иначе можно просто никуда не доехать... Это истинная правда. Это - Норвегия... Теперь нам надо успеть на паром из Kaupanger-а в Lerdal, так как через тоннель, соединяющий эти два города, велосипедистам нельзя - он длинный и неосвещенный.

Приезжаем в Kaupanger к вечеру, и коротая два часа до следующего парома, прямо на пристани за столиком делаем свой скромный ужин. Паром опоздал на полчаса, заставив нас немного понервничать, однако, обьявленное рыжеволосым улыбающимся норвежцем Free trip (бесплатно то есть) подняло нам настроение и мы выпили на двоих чашечку настоящего кофе (несмотря на 9 вечера) в баре парома, любуясь суровой северной красотой скальных стен норвежского фьорда.

Как то быстро пролетели 40 минут, и мы высадились в Лердале. Отъехали от пристали совсем чуть-чуть, забрались на небольшую полочку над дорогой и поставили палатку на мягком ковре из мха. Движение по дороге явно затихало, по фьорду прогуливался патрульный катер, а может и прогулочный (все были в ярких одинаковых костюмах). Дождя не было, воздух был пропитан ароматом зверобоя, тихо-тихо спускалась ночь, мы вспоминали 55 дорогу и уже думали о завтрашнем снежном перевале. Несколько грамм вермута завершали эту тихую норвежскую идиллию.

Страна тоннелей и снежных перевалов
(25 июля. Lerdal - снежный перевал - Kvigno - Aurland - Flam. tm 5:46 ч, dst 66.8 км, avs 11.6 км/ч. Погода разная - тепло, облачно, снежно, холодно, мокро, тепло, солнышко.)

Норвежцы - самые великие в мире тоннельщики! Надо соединить берега фьорда - пожалуйста, вырыли подводный тоннель! Надо проложить дорогу через горный хребет - дырки в скалах продолбили, да не просто дырки, а по нескольку километров длиной, и так по всей стране. В общем-то это основная причина, по которой мы и переправлялись на паромах - самый длинный Lerdal-тоннель 24км 500м! Велосипедистов туда конечно не пускают, потому что он не освещен, как и остальные. Вот и отправились мы на свой очередной снежный перевал, на "снежную дорогу" (ее так и называют, зимой она закрыта из-за многометрового слоя снега) в обход тоннеля, через очередной горный хребет, высота которого 1300м. Снег там не тает даже летом.

Мы едем по долине хорошей такой горной реки и дорога безо всяких послаблений тянет неуклонно вверх. Малина, земляника, далекие и близкие водопады, горные пейзажи сопровождают нас на всем пути. И я готова поспорить с тем, что Норвегия не идеальное место для велопутешествий. Утверждаю - идеальное, потому что в седле больше 30 минут не усидишь, обязательно остановишься чего-нибудь поснимать и чего-нибудь сьесть, и как результат - не болит ничего! Трафик пока средний и это в основном авто- и мототуристы, среди которых много явно немолодых леди. Они нас очень хорошо понимают. Когда обедали, наблюдали стаю из 15 байкеров (мотоциклистов) - все в коже, ярких жилетах, с большими ящиками для багажа и приветственно машут рукой. Улыбки проникают даже сквозь FullFace.

По карте длина дороги 45км, перевал примерно посередине. Простая арифметика дает 22.5 км подьемов, это даже чуть меньше, чем в предыдущие дни. Не скажу, что это было легко, но и не так, чтобы мы падали от изнеможения. Было очень холодно и мокро. Пока в горку едешь, еще ничего, работа греет, а вот на самом перевале, перед спуском пришлось утеплиться. Перевалов было даже два, а между ними холмистое горное плато, со множеством озер (с миниайсбергами), в которых норвежцы рыбу ловят. Когда мы ехали вверх на 1-1, мимо нас медленно, чтобы мы увидели, проехал фургон с высунутой рукой и поднятым вверх большим пальцем... мы не сговариваясь перешли на 1-2, настолько это сил прибавило и мокрость стала не такой противной. Понимают норвежцы толк в спорте и поддержать умеют.

И вот очередные норвежские спуски! Ну то, что нигде больше таких нет, я уверена на 100 процентов! Это скорость, умноженная на кайф, и возведенная в степень восторга! Тормозим только для того, чтобы размять онемевшие руки, перевести дух и немножко раздеться, снег незаметно исчез и стало теплее. Навстречу проносятся водопады, джипы, елки, а перед нами только серая ленточка дороги, стремительно падающая вниз. Спускаемся ниже и попадаем на знаменитую смотровую площадку над Aurland-ом. С высоты птичьго полета можно обозреть уходящий по фьорду паром и игрушечный городок, с игрушечными домиками и игрушечным стадионом. Еще 8 км скоростного крутого серпантина и мы снова на уровне моря, потеряв больше километра высоты. Пора искать ночлег - уже вечер.

Пытаемся хоть куда-то приткнуться. Но... с хорошими свободными местами опять проблема - все занято либо самими норвежцами, либо отдано под кемпинги - особенно места с видом на водопады. Ну, в конце концов, мы себе тоже нашли не хуже. Самый берег фьорда, огромный валун, покрытый мягким мхом с одной уютной выемкой под нашу палатку, можжевельник и целых пять водопадов. Вокруг - ни души, только вдалеке в самом хвостике фьорда - зажигает огни знаменитый Флом.

Поддерживая традиции русских байкеров
(26 июля. Flam - Myrdal - Rallarvegen (дорога рудокопов) - lake Seltuftvath (958м). tm 3:36 ч, dst 31.26 км, avs 8.7 км/ч. Погода отличная - тепло, солнечно, облачно.)

Утром - холодная бодрящая ванна во фьоде, горячая чашка кофе и вот мы уже въезжаем во Флом - один из самых известных диких уголков Норвегии - экскурсии возят именно сюда! Он как-то сразу очаровывает - тихая уютная гавань, десятки яхт и шлюпок, яркие одно- и двухэтажные домики, естественно с черепичными крышами, сувенирные лавки и целые павильоны, уличное кафе в виде мультяшного паровозика, прикольные фигурки улыбающихся троллей. Только что пришел паром и многочисленная армия туристов тут же заняла свое место в этом пейзаже, еще более расцветив его своими улыбками и растущим возбуждением. Дети и женщины фотографировались с троллями, мужчины покрупнее - понятно, в шлеме викинга.

Флом известен своей "Фломсбаной" - самой крутой в мире железной дорогой. Поезд преодолевает 20-километровый участок, проезжая 20 туннелей, общей протяженностью 6 км, и поднимается при этом почти на 900 м. Поезд идет 1час и стоит это удовольствие 170 крон в одну сторону. Многие едут на нем наверх с велосипедами, которые берут тут же в прокате (велосипеды оснащены велорюкзаками), чтобы потом насладиться 20 километровым спуском по дикой живописнейшей долине. То есть ВСЕ ЕДУТ ВНИЗ.

Ну а мы, поддерживая традицию русских байкеров, начатую в 2005-м году Бекетовым и продолженную в 2006-м Гришановым и Строгановым, будем вкручивать эти 20 км (набор высоты 900м) ВВЕРХ. Причем в конце есть Великий и Ужасный Серпантин - великий потому что 21 поворот, а ужасный потому что даже вниз многие туристы предпочитают вести своего коня в поводу. Колено правда стало беспокоить, но куда деваться? Решили, что делаем сегодня типа полудневку - особо напрягаться не будем и за перевалом встанем на ночлег пораньше. Втерла в коленку "Коллаген" и поехали.

Вначале небольшой участок по асфальту, а потом - грунт и табличка "только на велосипедах", и представьте, никто не лезет сюда на джипах - цивилизация, потому здесь так приятно путешествовать - все друг друга уважают и понимают. Грунт в Скандинавии совсем не то, что в средней полосе России. Это просто укатанные мелкораздробленные камни. Норвежцам за полезную пахотную землю приходится полжизни бороться, просеивая суперкаменистую почву и таская огромные булыжники со своего огорода, которые впрочем тут же идут в дело - ландшафтный дизайн все норвежцы освоили в совершенстве. Этому именно у них поучиться стоит.

Дорога на перевал проходит по красивейшей долине горной реки Flamselva, которая напористо прорывается сквозь горные породы водопадами и все ее притоки впадают в нее водопадами и около них можно стоять почти вечность, настолько завораживают живые искрящиеся на солнце парящие в воздухе капли. По пути наверх много оборудованных мест отдыха - деревянных и каменных столиков, они же - смотровые площадки с видами на каньоны, водопады, гроты, далекий фьорд, и здесь все тормозят, чтобы поснимать друг друга и потом с гордостью показывать - я здесь был! И на самом деле, это не пустое бахвальство, это действительно уникальные уголки нашей планеты, в которых, если есть возможность, стоит побывать. И что особенно здорово, так это спортивный дух норвежских туристов, который ощущаешь здесь постоянно, и сама природа тонизирует здесь всех и вся.

Долго ли, коротко ли, а подъехали мы к самому интересному (читай - технически сложному) участку подьема - тому самому каменистому серпантину. Мог ли Бекетов подозревать, что проехав по нему в седле, он бросает перчатку каждому следующему русскому? Но он это сделал!

Дима без колебаний принял вызов. Я спешилась, потому что действительно не поверила, что смогу, и во-вторых, опасалась за колено, потому что нагрузка предстояла максимальная. Какими-то невероятными усилиями приходится толкать нагруженный вел вверх по каменной пыли, колеса упираются в булыжники, а руки с трудом удерживают руль. Когда прохожу третий поворот, мне это начинает надоедать.

Дима уже лезет на четвертую ветвь. Может все-таки попробовать? В конце концов у меня mountain bike или я гулять сюда приехала? Сажусь в седло и еду! Давлю мягко, чтобы колесо не прокручивалось, лавирую между хорошими, размером с расплюснутый грейпфрут камнями. Те, что средние между грецким орехом и апельсином проезжаются уже без проблем. Жмем потихоньку наверх, периодически отдыхая. Один участок все же приходится провести - ну невозможно с рюкзаком скакать по таким валунам - просто нет чистого прохода.

Какой-то велонарод, едущий вниз, что-то говорит мне про finished, но я не понимаю - то ли он еще далеко, то ли скоро все кончится, снизу то конца не видно. Настраиваюсь, что еще крутить и крутить. Вижу Диму на развилке на Myrdal, он ждет меня, чтобы подбодрить - осталось совсем немного. Дима пошел на последний "взлет" - впечатляюще - он даже ни разу не остановился. Моя очередь. Вижу спускающуюся сверху парочку - идут пешком, встали, меня пропускают. Серпантин этот неширокий и к тому же без ограждения. Вот напротив них мне и пришлось спрыгнуть, так как колесо пошло к обрыву. Дальше выезжаю наверх без проблем. Счастью нашему нет предела - мы это сделали. На часах 6 вечера.

Началась известная Rallarvegen - дорога рудокопов (или горняков), машинам туда нельзя, это снова исключительно велосипедная туристская дорога. Сначала был небольшой спуск к озеру по камням разного калибра - в принципе, уже без эмоций. Ну а дальше пошла самая обычная грунтовка. Но по каким местам?! То тропинками вдоль озера, то петляя по лесу, заросшему пушистыми папоротниками, то по ущелью горной реки, водопадики конечно же ... ну и так далее... Да, норвежцы - эстеты. Так сумели освоить эти суровые каменистые земли, что остается только нам, туристам, завидовать и тихо восхищаться.

Стоянка в этот вечер была самая лучшая - мы только-только выехали из зоны леса, справа от дороги стеной встали скалы, а небольшая зеленая лужайка окруженная огроменными валунами приютилась у прозрачной горной реки - мы без раздумий на нее "клюнули". Все вокруг было как будто свое - родное, дикое и алтайское. И только маленькие штришки цивилизации говорили нам, что мы здесь в гостях...

Далеко ли до Finse?
(27 июля. Rallarvegen (дорога рудокопов) - lake Seltuftvath - Finse - Haugastol. tm 6:10 ч, dst 62.5 км, avs 10 км/ч. Погода скверная - дождь, снежно, очень холодно, насквозь мокро.)

Дорога рудокопов - это одна из самых диких и живописных дорог в горах Центральной части Норвегии (белоруссы очень расстраивались, что сюда нельзя на машинах, и искренне нам завидовали). Складывается впечатление, что это некий норвежский горный вело-кросс-кантри-проспект - столько велотуристов на одной дороге я не видела ни разу, в нашем лесу меньше. А виды - обалденные, шикарные надо сказать виды - водопады на каждом шагу, причудливые сады камней и скальники, кое-как приютившиеся в этих кажущимися безлюдными краях дома (не домики) типа амбарных, снежники на высоте 1000м с небольшим, старая железная дорога (нынешняя проложена в основном в тоннелях), кое-где занесенная снегом, непостоянное небо, постоянный ветер и через все это идет бесконечной лентой настоящая скандинавская грунтовка со своими родными булыжниками - чего еще нам желать для той цели, ради которой мы сюда приехали?

Иногда попадаются очень веселые участки, когда приходится аккуратно переезжать с камня на камень. Ощущение от преодоления такого - суперское. Но вот чего мы действительно не ожидали, что снегу будет ТАК много. Даже не берусь оценить, сколько раз приходилось тащить велосипеды по снежным перемычкам длиной от 50 до 150 метров - но не меньше тридцати. Говорят, лето в этом году холодное. Холодный ветер и дождь с одной стороны притупляли, а с другой - добавляли острых ощущений. В общем, через какое-то время начался героизм.

Когда спросили у встреченного мужика (уж больно нам его собаки понравились) далеко ли до Finse, он вздохнул, посмотрев на нас и сочувственно произнес "Далеко... Но скоро будет приют, где есть горячий кофе! Удачи вам!" Ну раз есть горячий кофе, значит все не так уж плохо, и вскоре мы насквозь мокрые подьехали к двухэтажному каменному приюту, у которого были припаркованы еще штук 8 велосипедов. Внутри горел камин. Все просто балдели от тепла, сухости, кофе и норвежских блинов с клубничным вареньем и сметаной. В одной из комнат расположен музей - все о мужественных людях и об освоении этой самой дороги рудокопов. Воистину, можно снять перед ними шляпу.

Как не хотелось выходить, а надо. Получше запаковавшись, поехали в дождь, снег и ветер. Ужастики оставлю на фантазию каждого читающего, но только как-то с чьей-то помощью к вечеру мы добрались до Finse, до нашего очередного перевала высотой 1222м), и тут Дима меня обрадовал, сказал, что это всего лишь половина сегодняшнего плана. Опс... Хорошо, что снег под ногами и колесами кончился.

Зуб на зуб не попадал, ноги промахивались мимо педалей, а пальцы - мимо рычажков переключателей. Все радостное съежилось, спряталось глубоко-глубоко внутрь. Это был какой-то безостановочный изматывающий марафон под жутко холодным проливным дождем, когда хочется одного - чтобы все это насилие враз прекратилось. Вспомнилось лето 2004-го на Полярном урале, но там было во много раз хуже и безнадежней. Вдруг указатель WC - и маленькое деревянное строеньице. А на поверку - теплый туалет, из которого не хотелось выходить, вообще.

Мы ехали уже в основном вниз и искали место ночлега, но оно все не находилось, то деревьев не было, то воды, то вдруг дома начались. Мы все ехали. Практически на автопилоте. А потом вдруг бесконечный дачный поселок кончился, и мы неожиданно выехали на показавшееся невероятно широким шоссе. Асфальт... Проносятся машины, от которых мы уже успели отвыкнуть, стоит высокое здание с надписью Hotel... я пока мало что соображаю. Дима меня тормошит: Все... Мы ее проехали, мы ее взяли, эту дорогу рудокопов... Я почти плачу...

Встаем на ночлег практически на первое увиденное с дороги свободное местечко - за ограждением между двумя соснами, правда далековато от воды. Меня трясет как в лихорадке. Пытаюсь согреться и не могу. Дима ставит палатку, я лезу внутрь, принимаю 100г, запихиваю в рот кусок салями и только тогда могу говорить... тяжело это. Тут же под сосной нашлись грибы, из который Дима сготовил отличный супчик. Переодевшись в сухое и поужинав, прихожу в себя. Честно, я даже не помню больше ничего из того вечера.

Покидая горы
(28 июля. Haugastol - road 7 - Geilo - Gol - Nesbyen - Fla. tm 5:50 ч, dst 115.96 км, avs 19.9 км/ч., max 71.4 км/ч. Погода хорошая - тепло, солнышко, облачно, комары.)

Утром пришлось часть вещей надевать мокрыми - лосины, носки и мембрану - было очень похоже на загидривание в водном походе, так что это нас нимало не смутило, тем более, что день обещал быть сухим. Выехав на трассу номер 7, увидели большой желтый стенд с огромными как мне показалось цифрами Oslo 268 (километров). А у нас два дня с хвостиком. Пришлось взять обязательство сделать не меньше 120 км в ближайшие сутки.

Когда планировали маршрут, размышляли, куда бы деть один "лишний" как мы предполагали день? И вот мы стоим у края маршрута и понимаем, что мы еле-еле успеваем на наш паром 30 июля. Решено было начать по 7 трассе, а там уж посмотреть на количество машин - если совсем худо, перебираться на 40-ю или 287-ю, а нет - так и ехать до самого Осло, так как профиль у 7-ой благоприятный, в основном вниз (из горной части Норвегии к Ослофьорду), да и двое "сумасшедших англичан", отчет которых Дима нашел в Интернете, писали, что трасса довольно красивая.

И действительно, день был субботний и машины шли в основном из Осло на периферию, так что ехать было относительно комфортно. Сразу после Geilo мы покидаем горы, и катим по живописной долине какой-то спокойной реки (есть оказывается и такие в Норвегии). Из достопримечательностей в основном церкви и музеи. Из природных обьектов - красивые парковые леса, горнолыжные склоны, берега рек и естественных водохранилищ. А еще поражают цвета всего этого, они яркие и насыщенные из-за обалденно чистого норвежского воздуха - немного в мире найдется мест с таким чистейшим воздухом. Объяснение этому довольно простое - скандинавские климат и каменистый грунт, ежеутренние "газонные" дождики, ну и всенародная западная цивилизованность.

Совершенно случайно свернув с трассы по указателю велодорожки, увидели кусочек трассы соревнований по кросс-кантри и не могли остаться равнодушными и не понаблюдать 5 минут. Молодые ребята неслись по грунтовой дороге, затем врезались в относительно большую грязную лужу, прыгали с велов и бежали бегом по каменистой дороге вверх. Так что, не только мы бегаем рядом с велами на кросс-кантри, это в порядке вещей и здесь.

На обед пристроились на берегу ручья у обочины дороги, а лес вокруг очень напомнил нам нашу русскую природу - березки, елки, черника. Фактически, наше путешествие закончилось, как только мы вывалились с дороги рудокопов на шоссе, и сейчас мы просто выкатывались к Осло, ведя обратный отсчет километрам, темп уменьшения которых стал заметно падать к вечеру. У меня почему-то сильно разболелось колено. Ехала на коллагене и меновазине (местное обезболивание). После 6 вечера ехали с остановками каждые два километра - больше крутить было невмоготу. Кое как дотянули до 19-30 и нашли на ночь маленькую полочку на берегу реки за ограждением дороги. Комары загнали нас ужинать в палатку - это вам не горы, это равнина.

С мечтой о дУше и мягкой кровати
(29 июля. road 7 - Fla - Noresund - Sokna - Honefoss - Sundvollen - Nes. tm 7:39 ч, dst 136.23 км, avs 17.8 км/ч., max 59 км/ч. Погода хорошая - тепло, солнышко, облачно.)

Равнина и спуски сделали свое дело, и коленка почти не беспокоила. Это было очень важно, иначе пришлось бы искать другой способ добраться до Осло. Машин стало намного больше, особенно после обеда, когда жители столицы возвращались после weekend-а домой. Каждая четвертая машина - с трейлером, у каждой третьей - на багажнике велосипеды. В трейлерах, впрочем тоже велосипеды. Да, любят здесь велоспорт и вообще спорт.
Конец нашего путешествия был тяжек. Попа болела не на шутку от практически непрерывного сидения на веле. Да, все таки это не 55-я дорога, хотя и есть на что поглазеть. Время, отпущенное на встречу с Норвегией истекало, и больше всего хотелось быстрей на лайнер и в душ. Стоянку нашли еле-еле - сказывалась близость столицы.

The END
(30 июля. Nes - road E16 - road 160 - Oslo. tm 3:09 ч, dst 20 км. Погода так себе - тепло, облачно, дождь.)

В основном занимались тем, что въезжали в Осло и пробирались по нему до нашей пристани, снимая немного видео и фотографируя. В результате у нас практически не осталось времени ни на что. Уже в городе пошел дождь и загнал нас с велосипедами в магазин сувениров, где мы купили одного смешного тролля друзьям. Ну и собственно пора было идти на регистрацию на наш круизный лайнер "Жемчужина Скандинавии". Все. The END.

P.S. Могу только еще раз процитировать слова Бекетова, приведенные вначале и еще ...
теперь очень хочется на Лофотены...

Часть вторая - полезности, для тех, кто все-таки поедет в Норвегию.

Велопутешествие по Центральной Норвегии.
Состав: Дмитрий Постнов, Светлана Малова.
Время проведения: 20 - 30 июля 2007 г.
Продолжительность: 10 дней.
Протяженность: 715 км (асфальт - 615км , грунт - 100 км. В гору - не менее 220 км).

Маршрут: Copenhagen (Denmark) - Oslo (Norway) - Otta - Vagamo - Lom - Nasionalpark Jotunheimen - pik Galdhopiggen (2469m) - road N 55 - Sogndal - Kaupanger - Erdal - Flam - Finse - Geilo - road N 7 - Gol - Nesbyen - Fla - Honefoss - Nes - Oslo - Copenhagen.

День пути Дата Участок пути Tm, ч, мин. Dst, км Скорость км/ч погода досто-
примечательности
1 20.07 Otta - Lalm, параллельно 15 шоссе 1:55 29 avs 15 отличная - жарко, тепло, солнышко. Ламовая ферма
2 21.07 Lalm - Vagamo - Lom - Nasionalpark Jotunheimen 4:40 67.63 Avs 14.5, max 59 отличная - жарко, солнышко. Церкви в Вагамо и Ломе, водопады, горная река Виса
3 22.07 А/л Spiterstulen. Восхождение на пик Galdhopiggen, 2469м - высшую точку Скандинавии 0:42,
(6:05 пешком)
6.6,
(10 пешком)
avs 9.4 (вело) хорошая - прохладно, облачно пик Galdhopiggen, Ледники национального парка Jotunheimen
4 23.07 55 дорога. А/л Spiterstulen - Krossbu, снежный перевал 1440m - Turtargo - Fortun - Alme 6:19 96 Avs 15.2, max 66.9 так себе - прохладно, снежно, холодно, дождь, тепло, комары Вся 55 дорога, норвежский телевизор, самый высокий автомобильный перевал в Европе
5 24.07 55 дорога. Alme - Urnes - паром - Solvorn - Songdal - Kaupanger - паром - Lerdal 4:30 63 avs 14.5 отличная - тепло, облачно Вся 55 дорога, фьорды, водопады
6 25.07 Lerdal - "Снежная дорога", перевал - Kvigno - Aurland - Flam 5:46 66.8 avs 11.6 разная - тепло, облачно, снежно, холодно, мокро, тепло, солнышко Вся "снежная дорога", перевал, спуски!
7 26.07 Flam - Myrdal - перевал - Rallarvegen (дорога рудокопов) - lake Seltuftvath (958м) 3:36 31.26 avs 8.7 отличная - тепло, солнечно, облачно Flam, водопады Rallarvegen - дорога рудокопов
8 27.07 Rallarvegen (дорога рудокопов) - lake Seltuftvath - Finse (перевал) - Haugastol 6:10 62.5 avs 10 скверная - дождь, снежно, очень холодно, насквозь мокро Вся Rallarvegen (дорога рудокопов), музей в приюте, Finse
9 28.07 Haugastol - road 7 - Geilo - Gol - Nesbyen - Fla 5:50 115.96 Avs 19.9, max 71.4 хорошая - тепло, солнышко, облачно, комары Дорога N7 - вся симпатичная
10 29.07 road 7 - Fla - Noresund - Sokna - Honefoss - Sundvollen - Nes 7:39 136.23 Avs 17.8, max 59 хорошая - тепло, солнышко, облачно Дорога N7 - вся симпатичная
11 30.07 Nes - road E16 - road 160 - Oslo 3:09 20 Avs 7 так себе - тепло, облачно, дождь Виды на подьездах к Осло, Осло

Снаряжение.
Велосипеды: Дима - TREK 4300(3х8), Света - GT avalanche 3.0, disk (3х8)(взятый у друзей в Дании)
Два велочехла (самосшитые 115х85 см) Два велошлема (купленные за 15 крон в Дании)
Два легких велорюкзака: 1 - датский, 1 - самосшитый.
Два заплечных рюкзака 22л и 35л.
Палатка Normal Zero3 (2.8 кг)
Спальник двухместный (1.5 кг)
Мультитопливная горелка Primus и керосин 3л, купленый в Дании 12крон/л (горел замечательно, израсходовали 2л)
2 маленьких котелка, 2пластиковых контейнера, 2 невесомые термокружки.
Видеокамера Sony (+1.5 касеты - надо в 2 раза больше)
Фотоаппарат Konica Minolta Z10 (+256Mb - надо гораздо больше)

Велосипеды.
Велосипеды мы разбирали не один раз, иначе пришлось бы дополнительно платить немалые деньги за их перевозку - на лайнере и на поезде. Времени это занимает немного, а экономия получается солидная. На паромах - нет проблем, велы - бесплатно. У нас были самосшитые легкие велочехы. Из инструментов - стандартный набор + запасные петухи, цепь, две камеры, 1 покрышка.

Карты.
Карты Норвегии можно купить в "Tourist-Info", в основном в крупных туристских центрах, а также в магазинчиках на некоторых заправках. Средняя цена - 100 крон. В Саратове и Дании мы использовали систему Google, материалы других байкеров, сайты о Норвегии. Свою карту кпили в пос. Лом (Lom).

Транспорт и расходы.
1. Курс валюты: норвежская крона - рубль примерно 1 к 4.6.
2. Мы ехали в Норвегию из Дании. Копенгаген - Осло - Копенгаген.
Круизный лайнер "Жемчужина Скандинавии". Отпр. 17-00, приб. 9-30. Каюта эконом-класса (две мягкие полки, душ, туалет, столик и все это на 4 кв.м). Цена 3000 крон за двоих в обе стороны.
3. Поезд Осло-Отта (север-северо-запад, через Лиллехамер), отпр. 14-50, прибытие в 18-21. Цена 600 крон за двоих (по 300 на одного).
4. Паром Urnes - Solvorn, ходит раз в час, цена 27 крон за каждого.
5. Паром Kaupanger - Lerdal, отпр. 10-00, 14-00, 16-55, 20-15 (расписание смотрели в Интернете, оно же висит на пристани), денег с нас не взяли.
Итого: 1827 крон на каждого или 8404 руб.

Питание.
Завтрак: кофе-хлеб-масло-сыр.
Обед: когда как, по желанию и аппетиту, иногда оставались без обеда.
Ужин: спагетти (картошка)-мясное-печенья.
Перекусы: шоколад, чернослив, фрукты, kultura+печенья, вермут (Аквавит).

С собой у нас было (из Дании): салями, соль, сахар, кофе молотый, чай в пак., сухое картофельное пюре, жарено-сушеный лук, спагетти, шоколад, чернослив, вертмут 1л, минисникерсы и Аквавит 0.5 л(купили на лайнере).
Покупали в Норвегии: хлеб, масло, сыр, ванильное печенье с кремом, котлеты, сардельки, груши, апельсины, kultura (наш кефир 3,8 %).
Цены в Норвегии выше, чем в Дании от 20% до 100%. Очень вкусный хлеб. Да в общем-то все вкусное, кроме сарделек, только очень дорогое. Кофе в кафешках стоит дорого 20 крон, но оно того стоит. На всю еду ушло 950 крон или 4750 руб. на двоих.

Дороги и водители.
Дороги в Норвегии идеальные - чистые и ровные, везде разметка. Один недостаток - немного узковатые, и машины обьезжают вас по встречке, даже если места в принципе хватает. Народ на западе цивилизованный и все с пониманием относятся к велопутешественникам, тем более, что практически у всех здесь есть велосипеды. Если дорога сильно петляет, везде есть уширения - в пределах видимости (иногда через каждые 30м), особенно это касается горной части страны. Так что в общем-то проблем особых нет, главное - не выбирать для своих путешествий автострады. Чем больше номер дороги, тем меньше на ней машин, а на безымянных их и вовсе мало. На всех дорогах есть места отдыха и туалеты, оборудованные по самому высшему разряду. Один меня просто шокировал, в нем было автоматизировано ВСЕ - надо было только занять соответствующую позицию :-). В другом был стол, чтобы перепеленать младенца. В общем, нам такое и не снилось.

Тоннели.
Всех велосипедистов ими пугают. Может и правильно. Перед теми тоннелями, куда на велах нельзя - табличка (это обычно на крупных автомагисталях), а куда можно - надо просто иметь хороший фонарик. В тоннелях стоят световозвращающие ограждения и при приближении машины, если страшно, можно просто свернуть в сторонку, подождать, пока она проедет и спокойно крутить дальше. На стенках перед въездом в тоннель висят почтовые ящики с фонариками на случай, если у вас нет такового, но батарейки в них дохлые. Фонарик естественно надо вернуть в другой почтовый ящик на другой стене тоннеля.

О стоянках.
Как я уже упоминала, все удобные, красивые и т.д. места заняты самими норвежцами. Тут уж извиняйте - хозяин - барин! А потому нам туристам оставили либо кемпинги, либо "что найдете", впрочем есть места и вдоль дорог у озер, но они в основном для тех, кто путешествует с трейлерами. Их кстати мы видели бесчетное количество, фактически, каждая четвертая машина была с трейлером.

В Норвегии разрешено ставить палатку там, где не запрещено, в 150м от жилья или за пределами видимости. Костры жечь нельзя в лесной зоне, выше можно. Если вы люди цивилизованные, то вам и так не захочется их разжигать. Удивительно у них все устроено - делаешь шаг в сторону от асфальта или дороги и попадаешь в девственно-чистую природу, где трава и мох не примяты, веточки сухие не обломаны, и так везде.

О людях и языке.
Люди в Норвегии спокойные и приветливые. Всегда помогут и подскажут, если их попросить, но сами с вопросами или советами никогда к вам не полезут - воспитание. Если только вы ничего не нарушете. Язык - международный - английский, его знают все.

Лучшие статьи и фотоальбомы о велопутешествиях по Норвегии и Скандинавии:

1. http://skitalets.ru/photogallery/2005/norway_beketov/index.htm - фотоальбом К. Бекетова (Питер)
2. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?409 - подробный отчет К. Бекетова (Питер) + много полезных ссылок по Норвегии (не буду повторяться, там все есть).
3. http://www.ufabike.ru/norge2006/soder.php - Норвегия.Наивно.Супер! - велороман Гришанова Игоря (Уфа)
4. http://www.ufabike.ru/sweden/soder.php - Скандинавия глазами уфимских велопутешественников - велоповесть Гришанова Игоря (Уфа)
5. Кое-что по поиску в Интернете.

Большие фотографии можно посмотреть >> здесь
перевозки людей пассажирские перевозки бизнес;доска объявлений

Поиск по сайту

Случайное фото
Shoutbox
You must login to post a message.

05-12-2024 07:45
Форум пока доступен ! Можно жить дальше ! по-доброму и с улыбкой

07-09-2024 21:27
Ого. Форум живой. Спасибо)

17-07-2024 15:01
все таки люди сюда заходят

18-05-2024 10:41
привет всем!) по-доброму и с улыбкой

08-08-2023 16:34
еще какая))) сам регулярно захожу и читаю что было 10 лет назад

02-08-2023 01:45
Ностальгия хмуро и неодобрительно

09-01-2023 13:35
всех с наступившими праздниками!

01-01-2023 19:42
Главное - не унывать и на нашей улице обязательно тоже будет Праздник !!!

01-01-2023 19:41
С Новым Годом, СарБайк !!! Всех благ, новых свершений и сотен километров дорог !

13-07-2022 10:49
всем привет!