Когда-то очень давно, в 1985-м году, я собирался вести лыжный поход на Южный Урал. Это была классика студенческих лыжных единичек, которая легко укладывалась в зимние каникулы и позволяла крепко приобщить или навсегда оттолкнуть начинающих туристов-лыжников к/от лыжному туризму.
Классический маршрут от озера Зюраткуль вдоль хребта Нургуш и по речке Березняк до поселка Тюлюк с восхождением на Иремель - красотища! Снегу - от колена до пояса(стоя на туристских лыжах), морозец -30±7, бодрит, скучать не дает.
За пару недель до похода в турклубе подошел ко мне Алексей Игоревич со словами: "Эту девушку возьми в свою группу".
Это было в порядке вещей. Тебя самого в клубе выпестовали, поставили на ход ноги, научили премудростям - будь добёр, передавай умения и навыки следующим поколениям.
Все верно, готовимся к походу, обеспечивам(ся) нужной снарягой и продуктами.
И все было бы ничего или даже хорошо, ан нет.
Наступает ночь нашего отправления в поход. За полтора часа до отправления поезда "Кисловодск-Новокузнецк" приезжаю на вокзал. Думал - первый.
Ошибся.
На вокзале меня ожидает "эта девушка" со своей мамой впридачу.
Здрасти - здрасти, как дела - все зашибись, лучше некуда, ибо через полтора часа наконец-то в поход.
И тут меня мама "этой девушки" спрашивает, а имеется ли у нас аптечка? Дурацкий вопрос! Конечно! Там есть все, что нужно: от простуды, от поноса, от запора, от обморожения и т.д. и т.п... там даже настоящий медицинский спирт есть на самый крайний случай!
Какой же я был валенок в свои 20 лет! Я думал, что проведя несколько пеших, горных и лыжных походов к тому времени я уже почти корифей :)
Но мама "той девушки" быстро опустила меня на землю. Она спросила: "А ...ин у вас в аптечке есть?"
Чего? Не понял...
"Ну, это от эпилепсии," - объяснила мама "той девушки".
Я присел на рюкзак. Тогда я еще и не знал, что это за болячка, только заподозрил, что связано то-ли с почками, то-ли с желудком. Честно ответил: "Нет!"
Та мама вручила мне таблетки и с чувством выполненного долга попрощалась со своей дочкой.
Сразу предупрежу: приступов эпилепсии не случилось, иначе я не рассказывал бы сейчас эту историю.
Просто "та девушка" оказалась "немного" заторможенной. Т.к. своего рюкзака у нее не было, мы нашли ей рюкзак у кого-то из друзей по турсекции. Но с немного оторванным клапаном. минут на 20 работы иголкой в процессе вагонной беседы. Процесс продолжался сутки.
В Уфе, где наш поезд долго стоял из-за неисправности вагонной пары и ее замены, мы "ту девушку" едва не потеряли - она не успела перебраться из одной части поезда в другую.
Это были не цветочки, а только бутоны.
Непосредственно перед выходом на маршрут, за 5 минут до него "та девушка" мне объяснила, что ей иногда бывает плохо. Т.е. она падает наземь, у нее изо рта идет пена и т.д. Ничего страшного, просто ее нужно уберечь от захлебывания собственной пеной.
Замечательное напутствие к прекрасному маршруту. Я по-прежнему валенок.
Первый день, как обычно, провели в тропежке. Снега на Южном Урале по самое "не хочу", только тропи и топчи. Все было нормально для начала.
А на второй день "та девушка" объяснила, что такой груз она тащить не в силах и может нести только тюбик зубной пасты.
Спасибо небесам, в ту зиму была очень крепкая группа: в основном начинающие студенты-геологи, которым чем хуже-тем лучше. "Ту девушку" спокойно разгрузили, разложив по своим рюкзакам ее груз, и пошли дальше.
В один из вечеров на устройстве ночлега был морозец за -30.
Вся группа бодро работала на установке шатра и заготовке дров. Работа - единственный надежный способ не замерзнуть при хорошем морозе.
"Та девушка" сидела на своем пустом рюкзаке. Неоднократно я подходил к ней и настоятельно предлагал одеть "пуховку" (пуховками в те времена называли самодельные куртки, набитые ватообразным нитроном, они были легче и теплее распространенных телогреек, к тому же не впитывали в себя влагу)
"Та девушка" отвечала мне, что она не замерзла. Как? Не знаю до сих пор.
Наутро был какой-то такой мороз, что, пока я разжигал костер, у меня конкретно замерзли сопли в носу. Термометр с собой не брали, чтобы не бояться.
Подобным образом прошел весь поход.
Когда мы вернулись на Саратовский ж/д вокзал с живой и невредимой "той девушкой", с меня семь потов сошло.
Что это?
Везение? Случай? Закономерность?
Не знаю до сих пор.
Но как вспомню, легкий холодок в груди шевелится.
Тот урок я и раньше не забывал, а после БМ10 он перед глазами стоит.
Всего-то неделя среди тайги. Но никаких машин сопровждения.
Всего-то дюжина человек, но среди них одна "та девушка".
Но ведь это самый простой случай из тех, что бывали в жизни потом.
Думаю: совершеннолетнего человека в таких случаях на что в первую очередь проверять: на физическое или на умственное здоровье?
Будучи человеком взрослым (а "та девушка" была старше меня, ей исполнился 21 год), не должен ли я полностью отвечать за свои намерения, поступки и деяния?
Какая "скорая помощь" мне поможет, если я до сих пор не научился быть скорой помощью самому себе?
Как всегда, вопросов больше, чем ответов и, скорее всего, этот расказ еще не дописан, но:
Мой дорогой отец учил меня с малых лет: "Взялся за гуж - не говори, что не дюж", "Назвался груздем - полезай в короб" и кроме этого у него до сих пор есть масса присказок. Отец - мой образец надежности и прочности. Он сейчас ходит с большим трудом, рука работает кое-как.
НО! Хоть бы кто хотя бы раз услышал от него жалобу на свою теперешнюю жизнь. Никогда и ни за что! Каждый свой следующий день он проходит с величайшим трудом, оставаясь крепким духом и неунывающим человеком.
Спасибо, Николай Александрович, за эту жизненную школу.
По твоим следам невозможно смалодушничать и сдаться.
Опубликовал Nickolaich
June 20 2010
12716 Прочтений ·