Мечта об этом походе родилась год назад, после того, как мы вырвались в Крым в ноябре и обалдели от его необычности, старины, осенней природы, пещерных городов и... И заболели.
Мало, кто из той группы бывал в Крыму. Наверное, кроме меня. Меня еще карапузом родители извозили по всему Южному Берегу Крыма от Керчи до Севастополя.
Только внутрь Крыма мы не заезжали или пролетали его насквозь из Керчи в Евпаторию. И представление у меня о Крыме было лубочно-оберточное. А занятия горным туризмом, настоящие горы с альпийским рельефом и подавно убили всякий интерес к Крыму.
И вот, спустя много лет, придумывая, где бы покататься на велосипеде, сижу, листаю интернет-страницы велоотчетов о горном и пещерном Крыме. Визбор тихо напевает "В Ялте ноябрь. Ветер гонит по набережной желтые, жухлые листья платанов. Волны, ревя, разбиваются о парапет..."
Ну и подумал я: "А может, в Крым на ноябрьские?"
Поговорили мы с друзьями, подумали, да и поехали.
И вот, после поездки родилась мечта, нет - навязчивая идея! Спортивный поход в Крым.
Именно спортивный. Причина проста. Если пытаться в матрасном темпе посмотреть те места, которые нас интересовали, то потребуется несколько месяцев. Там остановился, пивка попил, здесь встал - портвейну продегустировал. На завтра - вообще заленился и на пляже залег. А увидеть нужно много и на несколько лет растягивать не хочется - есть и другие края, которые нас ждут.
Поэтому и был разработан маршрут, проходящий через интересующие нас места, и плотный график движения.
Впрочем, в середине маршрута была предусмотрена двойная дневка на Ай-Петри с матрасным посещением Ялты и спортивным выездом в Большой Каньон.
Но, все по-порядку.
Раз уж решили идти в спортивный поход, к нему нужно было готовиться. И в качестве такой подготовки спланировали и прошли поход IIк.с. по территориям Саратовской и Волгоградской областей(К инопланетянам и разбойникам).
Затем последовала длительная и напряженная переписка и переговоры с Волгоградской МКК о возможности моего руководства "тройкой". Результатом компромиссов стал консенсус :). Оформление маршрутных документов, поездка в Волгоград, защита маршрута.
Курсивом вставлены впечатления Нины.
Поезд.
Встреча на вокзале в одиннадцать часов вечера. Провожающие, разборка велосипедов, упаковка в велочехлы, погрузка в поезд, недовольный проводник. 23:58. Поехали!
Граница. Пограничники, иммиграционная служба... Стоп!
У троих наших парней в паспортах отсутствует отметка о военной обязанности!
- Высаживайтесь из поезда.
- ?
- Немедленно, иначе я вызову милицию!
- ?
- тогда 200 рублей. Счастливого пути...
Украина. Пограничники, Транспортная полиция... Стоп!
- И как вас через границу пропустили? Высаживайтесь из поезда.
- ?
- Ну вы же старший, вы же отвечаете за всех?
- ?
- Немедленно, иначе я вас оштрафую!
- Почём?
- штраф 1500 руб. с каждого и высаживайтесь из поезда!
- Не годится.
- Пройдемте в купе проводника.
- Пройдемте. Почем?
- 3000. Счастливого пути...
Бандиты в форме. Впрочем, сами виноваты, нужно было самим подготовиться. Ведь и о загранпаспортах разговор вели больше чем за три месяца.
Неприятно, но переживем.
День 1.
Новоалексеевка. 6:30 утра по местному времени. Поезд стоит всего 2 минуты. Нам нужно выгрузить 9 рюкзаков, 9 байков и 9 байкеров. 120/27=4,444 сек на предмет. Успели :)
Распаковываем и собираем байки, навьючиваем на них рюкзаки, фото на старте. Идем на почту отправлять телеграмму о начале похода и на вокзале попадаем в скопление велосипедистов. Впечатление такое, что ВСЕ местные жители передвигаются исключительно на велосипедах. Десна, Уралец, Кама, Сура и прочие произведения советского велопрома в несметном количестве. Вспомнилось, в чьем-то отчете прочитал "прорвало байкерохранилище".
Трогаемся в путь. Из Новоалексеевки в Геническ нужно ехать все время вдоль железной дороги. Немного поплутав в поисках нужной улицы, вскоре выезжаем на правильную дорогу и начинаем вкручивать.
Ура-а-а!!! Мы в походе-е-е!!!
Решили, что завтракать будем где-нибудь за городом, на Косе. Коса - это Арабатская стрелка. Песчаная коса, которая на протяжении 110 км отделяет Азовское море от Сивашских лиманов. Интересный природный объект, удачно начинающий маршрут. Есть время и километры хорошо размяться перед горной частью.
Первая остановка в Геническе. Собираемся набрать воды для завтрака. Но бабулька, сидящая у ближайшего дома, сообщает, что воду включают только после обеда. Неприятный сюрприз. А у нас и во фляжках пусто...
Делать нечего, продолжает путь. По дороге обязательно должны быть источники воды. Еще где-то на протяжении километров пятидесяти.
На выезде из Геническа, перед мостом через протоку, кафе-бильярд. Молодой приветливый бармен с охотой соглашается дать нам воды. Он просто не знал, сколько у нас пластиковых полторашек и двухлитровок :) По 2-3 штуки у каждого.
Вода сильно пахнет сероводородом, но сейчас у нас выбора нет. Да и настроение такое отличное, что никто особо не обращает на это внимания.
К утру доехали до Новоалексеевки. Стоянка 2 минуты. Надо каким-то образом успеть выкинуть 9 велосипедов, 9 рюкзаков и самим желательно выпрыгнуть. Ну, ничего! Мы все рассчитали, подготовились и уложились тютелька-в-тютельку.
По трассе доехали до Арабатской стрелки. Набрали воды в какой-то кафешке. Вода оказалась серо-водородная, но другой не было. Пришлось пить такую, ароматную.
На мосту через протоку мы попадаем в очередное скопление велосипедистов. Вдоль перил моста почти что плечом к плечу стоят люди, а вдоль тротуара сложены велосипеды. Наверное, нас встречают :)
Нет, просто ловят рыбу, с моста, пауками.
Подивившись на эту картину, проверив улов, попутно сообщив, что мы, вообще-то, с Волги, продолжаем движение.
Все время дует несильный, но непрерывный встречный ветер. Пахнет морем. Слева, вдалеке от дороги тянутся бесконечные заборы турбаз, лагерей, пансионатов. Наверное, за ними море, но нам его не видно. Справа голая степь, изредка торчат какие-то чахлые кустики. И ни одного подходящего места, где можно было бы встать на завтрак, укрывшись от ветра.
Постепенно, по касательной, дорога приближается к заборам пансионатов, и один из них мы выбираем в качестве укрытия и пристанища.
Готовить в походе мы решили исключительно на газе, чтобы никак не зависеть от наличия дров и появления лесников. Чтобы прокормить 9 человек, а покушать они любят :), мы взяли обычный комплект плоских туристких котлов и четыре газовых горелки Trekmate. Под каждый котел устанавливались по две горелки и приготовление пищи происходило довольно быстро. Как водится, у двух горелок из четырех пьезорозжиг кончился уже к середине похода. Не проблема, под котлом сначала зажигалась одна, а вторая воспламенялась от нее.
После завтрака продолжили дорогу, и вскоре въехали в полосу курортных поселков. Слева пансионаты, справа поселки. И так километров двадцать. Дорога - отличная бетонка, по качеству напоминающая взлетную полосу.
В одном поселке остановились у базарчика. Точнее, сначала проехали. Но остановились и вернулись. Всякие вкусности притягивали к себе. Купили арбуз на 10 кг, пеленгасиков(вид кефали), бычков, заправили имеющиеся пластиковые бутылки. Докупили еще пластиковых бутылок. К пеленгасикам :)
Продолжили взлет, но недолго. Остановил дорожный указатель "ЗОЛОТI ПIСКИ". Велик был соблазн свернуть, тем более что нас пригласили посетить термальный источник и грязевые ванны. Увы, жесткий график движения не позволял тратить время, тем более в начале маршрута. Да, это жертва спортивности похода. Редко удается прихватить что-нибудь незапланированное.
Вдруг взлетная полоса кончилась. Точнее говоря - ее разобрали, бетонные плиты сложили вдоль обочины, вскрыв песок-ракушечник под ними. Щит на дороге рассказывал, кто и когда ведет реконструкцию этого участка дороги. Нам это не очень интересно. Поехали по песку. Как оказалось - ничего страшного, песок плотно укатанный, ехать вполне можно. Но темп все же упал из-за многочисленных неровностей дороги.
Остановились на привал, я пошел посмотреть, откуда дует ветер, поднялся на тот песчаный вал и увидел... море! Вот он - Азов! Голубовато-зеленый, в пенной бороде прибоя. И очень шумный.
После привала проехали еще одну ходку, дорога вывела нас к берегу моря, и мы решили здесь устроить обед.
И, конечно же, купание! Вода оказалась вполне теплой, чтобы вдоволь искупаться. Только непрерывный ветер не давал окончательно расслабиться.
Сварили суп, пообедали. Вместо чая расправились с арбузом - роскошно! Да и рюкзак полегчал на 10 кг :)
Покатили дальше. И где-то здесь ОНА началась. Сначала не очень заметно, и не сильно мешала, и не привлекала внимание. Но с каждым накрученным километром становилась все ощутимее. А потом стала единственным объектом внимания. Гребенка.
Проехали последний населенный пункт, проехали последний пансионат. Впереди, сколько хватает глаз, песчаная дорога, уходящая к горизонту, слева Азов, с которого непрерывно дует ветер, справа - соленая степь с пятнами сивашских лиманов, уходящих в сизую даль.
Отличная укатанная песчаная дорога. Велосипед катит по ней почти как по асфальту. Но местами на ней следы от гусеничного трактора, который проехал когда-то давно. Следы почти сравнялись, но небольшие бороздки остались. Тык-дым, тык-дым, тык-дым, тык-дым, тык-дым, тык-дым, тык-дым...
Началась стиральная доска. Длиной 80 км.
Тык-дым, тык-дым, тык-дым, тык-дым, тык-дым, тык-дым, тык-дым...
Темп движения упал до 7-9 км/ч.
Проехали страусиную ферму - последнее жилье с этой стороны косы. Впереди около шестидесяти километров ненаселенки и без питьевой воды.
Тык-дым стал практически непрерывным.
К вечеру у всех было только одно желание - передвигаться отдельно от седла. Соприкосновение с ним становилось ощутимо болезненным.
Навстречу нам прошли коровы с телятами - откуда они взялись так далеко от жилья?
К 7 часам вечера стиральная доска доконала всех. Остановились на ночлег.
Арабатская стрелка предполагалась быть легким вкаточным этапом, набором километража. Первые километров 30 так и было… но потом асфальт (а точнее бетонка) кончился, и началось нечто непредусмотренное. По описанию должен был быть плотный песок. Он был. Но по нему долго и упорно ездил гусеничный трактор. Причем было бессчетное множество параллельных дорожек, и по всем по ним проехал этот…!
Так что наша предполагаемая скорость была резко снижена (вдобавок к гребенке был жуткий боковой ветер с Азовского моря).
На обед встали у моря. Народ сразу побежал купаться.
До ужина продолжалась та же «изумительная» дорога. На ночевку встали все на той же стрелке. Жопки болели…
День 2.
Ночью какой-то воришка спер у нас пакет с сыром. Погрешили на телят, которых встретили накануне. Урок - не нужно раскидывать свои вещи.
Наутро продолжили движение. Судя по карте, оставалось еще около 40км до Соляного, села на другом конце Арабатской стрелки.
Вскоре проехали хутор на берегу Азова, стало понятно, откуда взялись коровы. Рвущиеся с цепей собаки охладили наше желание подойти поближе.
Местами стиральная доска разглаживалась и превращалась в прекрасную песчаную дорожку, по которой удавалось разогнаться до 16-20км/ч, но потом предательски возвращалась своим ужасным ребристым лицом.
Встретили одинокого велосипедиста. Он порадовал нас, что до Соляного осталось еще километров 28-30. Двинулись дальше. Запас питьевой воды критически сокращался, но тут на берегу Сиваша показалась рыбацкая стоянка, вагончики и люди. Они налили нам несколько литров воды, и нам без проблем хватало до обеда.
К Соляному уже буквально подползали. У магнитной пары "сиденье-пятая точка" полюса стали одноименными и они никак не желали соприкасаться. Перед въездом в село некоторые просто сползли с велосипедов и шли пешком, ведя своих "коней" в поводу.
Попытки найти в селе колонку с питьевой водой оказались напрасными. Воду можно было только купить в магазинчике, точнее говоря - в одном из сельских домов. 5 гривен за пятилитровую емкость. Примерно 28 рублей.
Пообедав и немного отдохнув, выехали на начавшийся в селе грейдер. К нашему горю, он также был изуродован трактором, но его осталось совсем немного. Взяв хороший темп, через 25 минут мы подъехали к Арабатской крепости.
Здесь наши мучения закончились. Нам нужно было катить на юго-запад, можно было проехать по асфальту прямо, через село Каменистое. Мы же решили немного срезать, не заезжая в село, свернули направо, на грунтовку вдоль посадок, которая так напомнила нам наши грунтовки!
После жуткой тыкдымской дороги на этой грунтовке разогнались до 25-27 км/ч и в таком темпе долетели до асфальтовой дороги, по которой и покатили в сторону Владиславовки. Здесь, в придорожном кафе, наконец удалось набрать воды.
Не теряя времени, покатили дальже, на Грушевку, в которой успели в уже закрывающемся магазинчике пополнить запасы продуктов.
Далеко от села уехать не удалось, спускались сумерки.
Поставили палатки, приготовили ужин. В темноте, между деревьями светились чьи-то зеленые глаза. Пробовал к ним подойти, но они потухали, наверное, убегали. Потом возвращались снова.
Уже когда мы завалились спать, пришли сторожа сада. Поняв, что мы не воры, пожелали спокойной ночи и удалились восвояси.
До обеда продолжалось все то же самое. Невыносимый «Великий тракторный путь» (со слов тети Лены)!
К обеду доехали до какой-то деревушки, жутко уставшие. КУПИЛИ (!!!) там воды, пообедали, обрадовались, что до конца этого ада осталось еще 6 км и поехали дальше. Дорога пошла уже чуть лучше.
В конце Арабатской стрелки была обещанная Арабатская крепость. Довольно интересное сооружение.
Ну, а дальше вообще кайф пошел. Сначала отличная грунтовка вдоль посадок, затем чуть похуже, а потом долгожданный асфальт.
Из графика мы, конечно, изрядно выбились, но остаток дня катили в удовольствие.
А на ночевку мы встали в яблоневом саду. Яблоки – ум отъешь!
День 3.
Наутро в Гришином рюкзаке была обнаружена прогрызенная дыра и не обнаружена палка колбасы! Подлый обладатель светящихся глаз дождался своего момента. Еще один урок - рюкзаки с продуктами нужно убирать поглубже.
Сегодня нужно было проскочить асфальтовый степной Крым, чтобы назавтра начать подъем в горы.
Быстро проехали Старый Крым, миновали село Перевальное со следующим за ним небольшим автомобильным перевалом, проскочили, не заезжая, Судак и перед следующим перевалом встали на обед.
Да, Гриша в этот день был в ударе! Точнее - в уколе.
Спустились к Морю, быстро проехали ровный участок. Впереди был последний на сегодня перевал к селу Приветное.
Потрясающий спуск! Около Приветного разделяемся: парней отправляем в село за продуктами, а сами спускаемся на пляж, занимать места.
Хороший вечер, ровный морской прибой, теплая тихая погода. Купались, расслаблялись.
Нинка, Гриша и Вадим даже в палатки не пошли, спали на открытом воздухе.
Под утро я проснулся от усиливающегося шума прибоя и каких-то посторонних звуков. Выглянув из палатки, увидел набегающую на меня волну! Она лизнула клеенчатый порог палатки и ушла обратно. Экстренный подъем, перетаскивание вещей и палаток подальше от воды. А ведь ни ветра, ни шторма не было! Просто море к утру разволновалось чуть сильнее и волны стали забегать метров на 15 дальше.
Народ завалился спать дальше, причем спящие на улице вообще в ус не дули, продолжали спать. Только наутро узнали о ночной тревоге.
С утра как выехали, так и покатили, и покатили. Цель дня – догнать график. Начались подъемы и спуски. Гриша постоянно колол камеры. Мы не успевали доехать ходку, как он опять рвал свою бедную камеру. Девизом дня стало: ни привала без насоса в руках!
К обеду мы что-то притомились от этих подъемов.
Меньше, чем через км после обеда Гриша опять прокололся. Но через ходку мы вышли на долгожданное божественное Черное море! Проехали немного вдоль него, а потом начался длинннннный подъем по серпантину. Хоть асфальт был и отличный, но жестоко донимали мухи и сказывалась усталость. Радовало одно (но какое!): оставалось спуститься (а спуск отличный!) – и мы на МОРЕ, а главное – мы догнали график!!! Мы даже успели дотемна накупаться и еще много чего сделать. На ужин был виноград и портвейн.
Опубликовал Nickolaich
October 19 2006
15690 Прочтений ·