В 1993 году два американских сноубордиста, Патрик МакКоннелл и Джейсон Ли, очумев от безделья во время летнего межсезонья, скрестили в одной из мастерских скейт, сноуборд и маунтинбайк. Этот беспрецедентный гибрид был назван All Terrain Board (доска для любых поверхностей), название mountainboard (горная доска) появилось чуть позже. На следующий год неугомонные райдеры создали уже три прототипа маунтинборда, состоящих из деки, внедорожных колес, похожих на колеса маунтинбайка, только поменьше, и подвески.
Эти доски протестировали друзья изобретателей, и слухи о чудесном изобретении распространились по окрестностям со скоростью звука. И уже вскоре не было отбоя от желающих покататься на новой доске.
В 1994 году организованная друзьями компания MBS LLC выпустила 35 маунтинбордов, которые были рассчитаны на разные типы поверхностей и уровни мастерства. Со временем производство расширялось, и в 2004 году MBS (Mountainboard Sports) выпустила новую «продвинутую» юбилейную линию досок, представив на суд «экстремальщиков» шестое (!) поколение маунтинборд-технологии.
Маунтинборды стали в два раза легче своих предшественников, намного прочнее и универсальнее. Новые полусноубордические крепления и малый вес позволили райдерам команды выйти на новый фристайл уровень, ничуть не уступающий сноубордическому.
В Англии в начале девяностых появилась компания «NOSNO» от английского «нет снега». Уже несколько лет эта компания производит модели для фрирайд катания по горам — в Европе это наиболее популярные доски для скоростного спуска.
Итак, в мире появился новый вид спорта — маунтинбординг, самый неприхотливый и самый проходимый внедорожный вид спорта в этой ценовой группе.
Как начать? Безопасность.
После зимних катаний на сноуборде стоит ли впадать в летнюю спячку? Либо изменять доске, ища двухколесные удовольствия на стороне? Нет! Летом пустует столько горок и холмов! Почему бы не кататься круглый год и сохранять отличную форму?
Маунтинборд состоит из нескольких частей: дека, специальные внедорожные колеса (их размеры могут варьироваться), крепления и подвески. Весит доска от пяти до девяти килограммов (в зависимости от стиля катания), диаметр колес колеблется в районе восьми дюймов, но бывает и двенадцать (в зависимости от поверхности). Стоит маунтинборд от 100 до 500 долларов, в зависимости от фирмы-изготовителя и от того, насколько серьезный «аппарат» вам требуется.
Сначала следует правильно настроить свое оборудование и позаботиться о безопасности. Наколенники, налокотники, защита кистей, шлем, защита копчика и даже «панцирь» не будут лишними. Важный фактор — сцепление колес с поверхностью, по которой вы движетесь. Чем мягче шины, тем ниже скорость, и тем сильнее сцепление с поверхностью. Начинать кататься нужно с минимума — одной атмосферы, а по мере роста мастерства увеличивать и менять давление в шинах с учетом особенностей трассы. Допустимый максимум — пять атмосфер.
Прыгать и кататься на маунтинборде, если до этого вы были знакомы со скейтом или сноубордом, не сложно — колеса и пружинные подвески прощают ошибки. Закрепив ноги в креплениях, вы тут же почувствуете мягкость и гибкость доски. Кстати, крепления на дешевых моделях — стрепы (липучки), а на более дорогих устанавливаются полусноубордические и сноубордические крепления. Для начинающих обычные стрепы будут очень удобны, так как можно выпрыгнуть из доски в критический момент. Вместе с тем при прыжках и быстрых скоростных спусках стрепы будут не совсем удобны и безопасны.
Семь правил безопасности и советы начинающим моунтинбордерам.
Для самых упорных и любознательных райдеров — несколько советов:
1. Как говорят бизнесмены, будьте не просто активными, а проактивными. Планируйте ваши ходы заранее и смотрите вперед, загодя приспосабливаясь к переходу от одного состояния склона к другому.
2. Если доску заносит, то старайтесь держать ноги стабильно и, почувствовав подходящий момент, выравнивайте доску по направлению к спуску.
3. Не надо бояться скорости, научитесь ее контролировать.
4. Для улучшения сцепления давление в колесах можно ослабить, однако это неизбежно приведет к уменьшению скорости — при катании на траве, песке или грязи это нежелательно. Экспериментируйте!
5. Места, которые сложно проехать, постарайтесь перепрыгнуть.
6. Ни в коем случае не думайте о падении как о единственном средстве торможения — научитесь тормозить заносами.
7.Не стоит думать, что кататься в защите «не круто». Берегите себя — небольшие неудобства из-за защиты оправданы при плотном графике катания.
Преодоление страха.
Съезжая с горы на большой скорости, можно немного расслабиться, амортизаторы компенсируют неровности. Но осторожно! Как только вы подумаете, что все под контролем и ослабите бдительность, доска выпрыгнет и устремится вниз в гордом одиночестве (если, конечно, она не привязана к вашей ноге надежным лишем).
Освоив маунтинборд на небольшом уклоне, можно приступать к маневрированию на более крутых склонах. Поворачивать сложнее, чем на снегу, но грунт и асфальт позволяют кантоваться, а дополнительный тормоз обеспечивает безопасное торможение в сложных ситуациях. С опытом начинаешь продумывать траекторию движения, заранее прогнозируя рельеф, места набора скорости и возвышенности, которые помогут ее сбавить. Как правило, после первых двух дней катания райдер уже уверенно съезжает с горы, рисуя дуги.
Где кататься?
Кататься можно везде, где есть минимальный наклон и более или менее твердая поверхность — любой пустующий летом горнолыжный комплекс, склоны с высокой травой, трассы для горного велосипеда, трамплины для BMX, пляжная линия для катания с кайтом, асфальтовый спуск в горах или в городской черте, парапеты и скольжения по граням перил. Возможно все. Ограничение одно — здравый смысл.
Не стоит скатываться по горе, угол наклона которой превышает 25 градусов — это критическая цифра, управлять доской на такой скорости практически невозможно. Новые места для катания можно открывать постоянно, перемещаясь от парка к парку. Выбирая трассу, помните о линии торможения — сначала пройдитесь по склону, просмотрите трассу и только потом стартуйте.
Одежда.
Когда-то предполагалось, что кататься можно в любой одежде. Тем не менее... При падении на большой скорости любые джинсы или старые шорты приходят в полную негодность. Поэтому в выборе верхней одежды руководствуйтесь следующими принципами.
Штаны или джинсы из особо прочной материи — еще лучше, если на пятой точке и коленях нашиты брезентовые вставки. Сегодня ряд фирм выпускает брюки для игры в хоккей на траве, подойдет и некоторая спецодежда. Идеальный выбор — шорты для катания в «Дерте» на горном велосипеде.
В зависимости от погоды выбор может пасть как на майку, при условии максимума защиты, так и на «кенгуру». На руки лучше надеть прочные перчатки — это могут быть зимние строительные перчатки либо перчатки из комплекта спецодежды.
При катании на обычных стрепах в виде липучек подойдет любая скейтовая обувь, а также кроссовки и кеды. Если же выбор пал на сноубордические крепления, то и обувь должна быть сноубордическая, хотя при удалении заднего «хай-бэка» у креплений можно использовать высокую трековую обувь.
Катаясь в дождь, надевайте спортивные очки с прозрачными либо желтыми линзами. Очки не будут лишними и при катании с несколькими райдерами, когда от колес едущего перед тобой спортсмена летит грязь.
У них.
Маунтинбординг популярен во всем мире, команда MBS включает в себя около 50 райдеров, как с американского материка, так и из Японии, Англии, Новой Зеландии. Существует около 30 производителей оборудования, и большая их часть находится в Англии, где построено с десяток маунтинборд центров с лучшими в мире парками, слоупстайл фигурами и трамплинами, предназначенными именно для этого вида спорта.
Каждый год проводятся этапы кубка мира в странах Европы (Англия, Бельгия, Германия, Италия, Чехия и Россия), также в Японии, Новозеландии и США.
В Интернете можно набрести на сайты команд маунтинборда из Великобритании, Франции, Штатов, Германии и других стран. Проходят выставки с показательными выступлениями маунтинбордеров, соревнования по разным дисциплинам. Устанавливаются рекорды на самый высокий и дальний прыжок. Обладатель рекорда Гиннесса в этой дисциплине на сегодняшний момент — Джереми Лиф, молодой американец 19 лет, про-райдер команды MBS. Выпущено несколько фильмов с выступлениями прорайдеров MBS и других известных фирм.
Сезон 2003 года можно назвать прорывным в истории ATB (All Terrain Boarding) спорта. Огромное количество соревнований с участием международных райдеров, высокий уровень молодежного катания во фристайле, грамотные фигуры, облегчение досок и подрастающее молодое безбашенное поколение — эта та гремучая смесь, которая так давно была необходима для подпитки маунтинбординга и выхода этого спорта на новый уровень.
У нас.
В России маунтинбординг появился в 2000 году. Русские сразу же окрестили его «буржуйским внедорожником» и бросили на его освоение силы разных экстремальных сообществ. Скейтеры, сноубордеры, маунтибайкеры взяли на вооружение летний аналог сноуборда и уже три года испытывают себя и внедорожник на наших горных просторах. Диковинка прижилась в Самаре, Анапе, Екатеринбурге, Новосибирске. Из десяти энтузиастов в Москве количество катающихся в России приблизилось к тысяче.
У нас есть своя команда (Pruzhiny Izz Ada) и клуб. Проходят локальные соревнования и акции федерального масштаба. Вышел небольшой видеоролик («Девичьи слезы»), отснятый осенью 2003 года. В него вошли съемки с Лыжного салона, подмосковных лесов и скейтпарка. В этом видео райдеры русской команды «Pruzhiny iZZ ada», в которую входят два парня из Москвы и один из Екатеринбурга, выполняют различные трюки на трамплине, в лесах и парках.
В 2003 году 26—27 июля московский маунтинборд клуб (atbsports.narod.ru) провел в подмосковном парке «Яхрома» этап кубка мира серии Dirtrider World Series 2003. В этих соревнованиях приняли участие около 30 спортсменов из разных регионов страны. Стоит отметить успех спортсмена из Екатеринбурга — не было ему равных в дисциплине дуал кросс. В прыжках с трамплина уверенно доминировала столица. В соревнованиях принимала участие и детская спортивная горнолыжная школа парка «Яхрома», и любители среди детей до 16 лет.
Русские ездят и «за бугор», так в 2003-м на одном из этапов кубка мира в Италии Потапову Алексею (2Netz) удалось потеснить некоторых буржуйских про и занять пятое место. В проходившем итоговом чемпионате мира в Англии, в феврале 2004-го, московские райдеры выступили очень успешно. Среди 186 любителей Олег Мельников и Алексей Потапов вышли в полуфинал из любительской подгруппы к про, а затем Алексею удалось выйти в финал к самым лучшим. Окончательный итог — это 15-е место в мире и достойное представление России. Так же в этом году летом планируется проведение очередного этапа кубка мира в Москве.
До встречи в конце, ой, то есть в начале сезона!
Дата написания статьи: 2004.11.23
Автор: Алексей ПОТАПОВ
"Журнал Потребитель.Экспертиза и Тесты"
Источник: http://www.potrebitel.ru
Опубликовал wray
December 29 2004
16667 Прочтений ·