От берегов Волги к истокам Дона. 6 -9 мая 2005 г.
Саратов - Новоалександровка - Юрьевка - Михайловка - Козлаковка - Константиновка - Поповка - Сосновка - Юрловка - Ольховый - Софаровка - Злобовка - Красный Октябрь - Юрьевка - Новоалександровка - Саратов
Свершилось! Мы покатились!
Пусть и с опозданием на один день. Спасибо родному правительству, которое добавило день к праздникам, мы все равно укладываемся в намеченные четыре дня.
Идея похода родилась в середине марта, когда дядя Саша с легкой подачи wray`я приобрел Master Asteroid Disk и рассказал об этом дяде Андрею. Дядя Андрей не долго думая пошел в Триал-Спорт и оседлал Второй Аваланч. Тут и тетя Лена озадачилась: «Мужики, а как же я? Только я на велике не умею кататься.»
«Фигня, - сказали мужики - научим».
Тогда тетя Лена пошла в Триал-Спорт и оседлала КаДваЗед 1.0. И ничего, что сначала она все время падала.
«А как же мы? - сказали Настя, Нина и Сергей, - Мы тоже хотим!» И пришлось дяде Саше снимать с чердака пыльные, со следами Fe2O3 (ржавчины) и окаменевшей смазки педальные передвижные устройства с названиями и без. А дядя Андрей озаботился восстановлением старенькой «Камы» и еще какой-то велозверушки, название которой кануло в Лету.
Потом были совместные и поврозь тренировки в лесу, на Набережной, в парке Победы.
Легкая перебранка в форуме с Dimmy о пользе и вреде велобагажников, изготовление оных и шитье рюкзаков-велоштанов. Всё, готовы.
День первый.
Место для старта очень удачное, на самом верху Новоузенской. Там у дяди Андрея гараж, в который мы загодя свезли свои рюкзаки. И вот мы стартуем.
После недолгих сборов, в 9:20 6 мая поехали вверх, на Кумыску. Точного маршрута не намечали, т.к. не представляли возможностей группы. Было определено направление похода и примерные кольца с различными радиусами, которые можно пройти в зависимости от погоды, дороги и темпа движения.
На первом привале, не доезжая вертолетки, выяснили, что дядя Саша потерял сумку с инструментом. Очень сильный ход! Ну что ж, они с Сергеем в седло и в темпе обратно. Как ни странно, нашли! Почти в самом начале подъема.
Дальше были плутания по кумысочным и алтыночным дачам в поисках правильной дороги. Её в природе не оказалось (той, что на карте обозначена). Сделали привал в сосновом лесочке. И тут дядю Андрея накрыло: "Так мы же в поход пошли!". Да, постепенно до нас начало доходить, что мы в столь долгожданном походе!
По плану мы должны были выехать на Еремеевку, что на объездной дороге, но промахнулись на ПиПополам - компас-то лень было достать. Да еще добрые дачники показали "правильное" направление через прошлогоднюю пашню. Группа была "в восторге" от продолжительной зуботряски. Но наконец-то мы проехали пашню-ню-ню-ню. Это было сильное впечатление для первого дня. На третий день ее бы просто никто не заметил.
В результате, вместо Еремеевки выехали на Алтынку, к памятнику военным водителям. Там в это время проходил парад юношеских автошкол. Нинка сразу увидела свою машину и инструктора, но поучаствовать в параде мы ее не отпустили.
Теперь, в связи с небольшой промашкой, отправной точкой похода явился Александровский (в некоторых источниках - Михайловский) пруд за объездной дорогой. Он образуется ручьями, стекающими с Алтынной горы, а из него вытекает речка Латрык (впадающая в Широкий Карамыш, который впадает в Медведицу, которая впадает в Дон). Таким образом, водораздел Волги и Дона в окрестностях Саратова проходит по Алтынной горе, с южных и восточных склонов которой воды текут в Волгу, а с западных и северных - в Дон. Отсюда и родилось название маршрута
На обеденном привале, на пруду, бортовой компьютер показал пройденное расстояние в 25км. Этот результат обнадеживал, учитывая время, затраченное на поиски утерянного инструмента и плутания по дачам.
Пока катились вдоль пруда, Настя решила проверить внедорожные способности горного велосипеда и заехала в какую-то раскисшую колею. Пришлось остановиться и отколупывать от грязи не только Настю, но и забившиеся намертво переднюю вилку и перья рамы. А Сергей умудрился погнуть передний переключатель на "Старт-шоссе". Ну это быстро поправили, тем более, что ЭТИМ переключателем в походе пользоваться не приходилось ВА-АЩЕ. Цепь всегда была на маленькой звезде. Как и у дяди Саши на его монстрообразном "Спутнике". Эти велики весь поход прошли на передаче 1-1.
Вскоре нашему взору открылся песчаный пляжик с ларьком. Ну как пропустить такое удовольствие - в жаркий солнечный день на пляже не пропустить капельку пивка! Только капельку - мы же за рулями. Заодно и купальный сезон похода открываем. Дядя Саша немедленно полез в пруд. Нина тоже быстро переоделась в купальник. Однако, окунание ноги в воду быстро охладило ее желание искупаться.
Дальше маршрут проходил через Юрьевку - Михайловку - Козлаковку - Константиновку. В Юрьевке тетя Лена намотала на педали метра три тонкой проволоки. Пришлось сматывать обратно. В Михайловке Настю повергла в шок картина отправления коровой малой нужды. Двигались по проселкам, и только на участке Козлаковка-Константиновка попался участок гладкого, как стекло, асфальта. Оттянулись! Дядя Андрей смог развить скорость в 38 км/ч, что с учетом его загрузки и своеобразной формы «велорюкзака» было потрясающим результатом. Здесь пред нами предстала табличка «Внимание! Идет велогонка!»
Представляете, кто-то позаботился о нас и предупреждал водителей о возможной опасности . Однако через 100 метров мы поняли, что это не про нас. Оказывается, на этом участке тренируются велогонщики. Встретили они нас прохладно, так как именно в этот момент получали "дыню" от тренера.
Проехав Константиновку и 2 км огуречных теплиц, мы нашли живописнейшее место на берегу Латрыка, где и остановились на ночлег. Дневной перегон составил 42 км. Для нашей группы это был вполне приемлемый результат и мы обозначили норму на поход ~40км/день. Так обрисовался дальнейший маршрут.
Разгружая рюкзак, дядя Саша заметил, что в этот раз он потерял бутылку с пивом. И эти люди не разрешают нам ковыряться в носу! К счастью, он нашел ее быстро и совсем недалеко. А дядя Андрей радовался больше всех. "Это же просто ПИР ДУХА!" - то и дело восклицал он.
"Какая-такая пирдуха?" - смущенно думали остальные.
День второй.
Наутро, перевалив за небольшой бугор, мы скатились в Поповку, откуда нам предстояло двинуться в Сосновку. Долго бы мы искали дорогу, если бы не подбежавший местный малец: «Вам нужно в Сосновку? Так это вам у тети Любы надо свернуть…» Осталось найти «тетю Любу».
Здесь девочек сильно удивил индюк. Грозно распушив хвост и покрикивая на нас, он защищал своих индеек.
Затем начался легкий экстрим, который затем сопутствовал нам в течение всего дня. На карте дорога Поповка-Сосновка обозначена как хороший грейдер. На деле это оказался песчаный склон, изрытый колеями «Кировцев», длиной около 2 км. Затем еще около 3 км по горизонтали, но при том же качестве покрытия, а потом спуск около 2 км по такой же дороге. Ну, в общем, кому с непривычки - им очень понравилось 7км - один нелегкий переход.
За Сосновкой была Юрловка, путь к которой пролегал почти ровной полевой дорогой с небольшим подъемом в начале и длинным крутым спуском в конце. Опять по песку.
На околице Юрловки замечательно оборудованный и ухоженный родник. Около него остановились и, пока дядя Саша гонял на разведку дальнейшей дороги, Серега сходил в магазин и притащил дары цивилизации - сникерсы и мороженое. Да столько, что одно мороженое так и не доели - оставили птичкам.
За каждый спуск приходится платить подъемом. Так и здесь, к запланированному месту обеденного привала пришлось подниматься через деревню по улицам, которые ведут серпантином по склону долины.
У пруда, образовавшегося в глиняном карьере, сварили супешник и замечательно пообедали. Очень выручал взятый с собой кувшин от старенького фильтра «Барьер» с дезинфицирующим картриджем. Любую воду приводит в приемлемое состояние.
Изначально мы планировали ходовой режим так, чтобы обеденный привал был продолжительностью ~2 часов. Это позволяет группе хорошо отдохнуть, приготовить настоящую горячую еду, не спеша пообедать и немного расслабиться. Такой подход себя полностью оправдал. Спасибо группе, которая на биваках вела себя суперорганизованно и такие дела, как сбор дров, розжиг костра, приготовление пищи, постановка палаток проходили на раз-два. Сказался двадцатипятилетний туристский опыт родителей и тяжелое туристское детство их отпрысков.
Ну а после обеда была веселуха. Зачем-то нам захотелось посетить точку на карте, которая обозначена как «Тайная вершина». Для этого, проехав несколько сотен метров по асфальту, мы повернули влево и скатились вдоль посадок по практически убитому проселку на Ольховый.
Здесь нам навстречу вышел внушительных размеров кабыздох, все пространство вокруг конуры которого было усыпано костями. "Наверное, заблудившихся велосипедистов," - подумали мы и поспешили продолжить путь.
Загадочное место. Пьяные трактористы наделали в поле столько дорог, что найти среди них ту, которая обозначена на карте, нам так и не удалось. Трактор «Кировец», очевидно, главное средство передвижения в этом краю, поэтому дорога представляла из себя грейдер с колеей глубиной до полуметра и местами подтопленный ручьями, стекающими с полей. А там, где он не был убит тракторами, какой-то идиот в сырую погоду провел стадо коров. Скорость передвижения упала до 4-5 км/ч. А вскоре стало ясно, что мы выбрали не ту дорогу. Той, которая нам была нужна по карте, в природе просто не оказалось. Т.е. в одном месте была просека, уходящая в нужном направлении, но настолько густо заросшая травой и мелким кустарником, что возможностей для движения на велосипеде не оставляла вовсе. Зато впереди стал слышен шум автомобилей и вскоре они замелькали среди посадок. Мы поняли, что выходим к дороге на Софаровку. Дядя Андрей сказал: «Да мы же отвыкли ездить по асфальту!» На что тетя Лена живо возразила: «Нет-нет! Мы еще помним!» И мы покатились по почти асфальтовому спуску около километра и приехали к пруду у Софаровки.
Тут выяснилось, что наши приключения еще не закончились. Дорога на дамбу через пруд была перерезана свежим оврагом глубиной 2-3 метра, через который был заботливо перекинут дощатый мостик с перилами. Только вот велосипеды с рюкзаками (здесь Dimmy будет смеяться) между перил не проходили. Ладно, мужики здоровые, подняли велосипеды на руки и перенесли на ту сторону мостика. Ну все, дальше дамба, еще один переход - и вожделенный ночлег!
Фиг вам! Дамба оказалась разрезанной пополам провалом в 4 метра глубиной и 5 метров длиной. Прошли и это препятствие.
Дальше был живописный подъем вдоль соснового лесочка, естественно - по песку. Почему-то сосны любят расти именно на песке! На вершине подъема девочки закричали: «Ой, смотрите, здесь пастух на лошади ехал!»
Пришлось объяснить неучам, что лошадь - непарнокопытное животное, а это следы парнокопытного. Причем, судя по размерчику, следы нехилого лося. И вот мы вышли на ориентир: загибающаяся дорога, посадки вдоль нее. Где-то здесь должен быть пруд, на котором мы запланировали ночевку. Еще раз перепроверив ориентиры, мы поняли, что нужно проехать еще пару километров. А вот это уже было непросто. После всех сегодняшних препятствий перед нами лежал великолепно укатанный грейдер, которому могут позавидовать многие саратовские дороги. Но сверху он был посыпан толстым слоем щебенки! Из последних сил двинулись к намеченному пруду, и когда он показался в стороне от дороги, командир выехал на разведку в поисках подходящего места. Разведав несколько овражков, наконец нашел место, где и к воде можно подойти, и дрова имеются.
Что говорить, день был трудным. Прошли 38 км, но устали капитально. Заготовили дров, поставили вариться ужин. Командир по обычаю полез купаться в пруд (он вообще не пропускал ни одной лужи). Серега достал заныканную бутылочку пива. Как она оказалась кстати!
Место назвали кукушачьим, потому, что все время нашего там пребывания с нами ( в основном - с дядей Сашей) разговаривала кукушка. В ужин дяди и тетя чуть-чуть приложились к Немироффке: "за середину маршрута", "за 80 км", "за солнышко", которое в этот день первый раз показалось в 20:30. А до этого практически весь день сеял мелкий-мелкий дождь.
День третий.
Утром был туман. Туманище!!!
С велосипедов и палаток стекали тоненькие ручейки конденсата. Позавтракали, дядя Саша с уханьем и оханьем очередной раз посетил пруд, собрались и покатились. По толстому слою щебенки. Ну, у кого вилки амортизационные - еще ничего. А вот «Спутник» и «Старт-шоссе» - это да! Настоящий вибростенд.
Так, никуда не сворачивая, через час мы спустились в Злобовку. Говорят, что здесь самая вкусная в окрестностях вода в роднике. Родник, так же, как и в Юрловке, очень хорошо обустроен и ухожен. Форсировав подтопленное дно оврага, начали подъем на другой его склон. И тут произошла первая поломка. А если точнее - пробой камеры.
У Нинкиного Giant`а спустило заднее колесо. Очевидно, не выдержало длительного контакта со щебенкой. Быстро заменили камеру и покатили дальше.
На сегодня была запланирована полудневка на Александровском (Михайловском) пруду, куда на машине должны были приехать:
тетя Надя, у которой поход из-за дел сорвался в последний момент;
Илья, который зачем-то за два дня до похода сломал руку;
тетя Таня, которая в поход и не собиралась, но болела за нас.
Хотелось побыстрее проскочить сегодняшнюю часть маршрута. Что мы с успехом и делали до поселка Красный Октябрь. Здесь нас тормознул магазин. Сергей дорвался до любимого снежка (это такой кисломолочный продукт, если кто не знает). Все вместе накинулись на мороженое. Проторчав около магазина минут 20, двинулись дальше.
Внимание! Если кто-нибудь соберется ехать из Красного Октября в Михайловку или Юрьевку по карте, возьмите с собой компас и внимательно привязывайтесь к ориентирам. Лучше всего привязаться к той линии электропередач, которая за поселком в поле делает крутой изгиб. Иначе вы никогда не попадете на нужный проселок.
Ну а дальше было просто. Когда становится видна долина Латрыка, можно не раздумывая скатываться в нее по любой дорожке подходящего направления. И вот, наконец, дамба Александровского пруда. Мы и не заметили, как умотались в хлам. Оказалось, что до обеда мы сегодня прокатились 34 км. И тут же на другом берегу пруда появилась машина с нашими встречающими. Дальше было приготовление жареных куриных окорочков, дядя Саша опять полез в пруд, отдых, ура-а!
День четвертый.
Наутро мы сложили весь багаж в машину, оставив себе только аптечку, ремнабор и малость еды на перекус. Налегке отправились искать дорогу на Кумыску, которую не смогли найти в день выхода. Очень аккуратно ориентируясь, мы выяснили, что обозначенная на карте дорога от пруда до объездной дороги запахана полями, но есть другая, двумя километрами севернее. Пересекли объездную дорогу и начали искать следующий проселок, обозначенный на карте и ведущий в сторону вертолетки и 10-й Дачной. Нашли нечто похожее, но с картой не совпадающее.
Перед вертолеткой встретили стадо коров. Тетя Лена по должности бросилась их фотографировать. Мужики закричали: "Лена, с быком поосторожней!" "Какой бык?! - удивилась тетя Лена, - У него же вымя!" Ботаники! Вскоре вышли на то место, где делали первый в походе привал, а там уже и до дома - доплюнуть можно. Чтобы не упрощать себе жизнь, решили спуститься по терренкуру в Октябрьское ущелье, выехали с Шелковичной на Новоузенскую и закончили маршрут в гараже дяди Андрея.
А в соседнем доме нас уже ждала тетя Таня с вкуснейшим пирогом с капустой!
Участники:
|
дядя Андрей Штурман-Механик (GT Avalanche 2.0) |
|
тетя Лена Доктор-Фотограф (K2 ZED 1.0) |
|
Сергей Лесоруб (нечто «кастомайзенное» с надписью на раме «Старт-шоссе» и рулем X-tasy. В принципе, ничего себе велосипед. Если бы еще поменять ему колеса на 26” со злыми покрышками, ну тормоза там хотя-бы вибрейки поставить, ну там переключатели Оливио, ну раму какую-нибудь кросс-кантрийную алюминиевую…) |
|
Настя Байкерша (Master Asteroid Disk) |
|
Нина Хронометрист-Летописец («кастомайзенный» Giant - огромная благодарность wray`ю за прокат) |
|
дядя Саша Командир (рама «Спутник» 1972 года выпуска - Тетушкин сказал, что их делали из глины - не понимаю тогда, откуда на ней ржавчина. Но «пряников сладких всегда не хватает на всех.») |
обсудить в форуме :: Автор: Jer |