Что нужно знать о раме
В статье про выбор горного велосипеда было написано очень не много про рамы. Многие мои знакомые сказали мне, что со мной не согласны в том, как выбрать раму. Поэтому я опубликую здесь статью, где более развернуто, написано о рамах и надеюсь, если кто захочет дополнить выложит свое мнение в соответствующей ветке форума.
Один из основных главных элементов велосипеда любого типа это рама. Рама должна
быть прочной и жесткой, гасить вибрации, но не деформироваться, и
при этом иметь минимальный вес. В настоящее время для производства
рам используется сталь, хроммолибден, алюминий, титан, карбон и стальные
спецсплавы.
--------------------
Сталь - наиболее традиционный материал, используемый для производства рам. Применяется для производства, в основном, моделей начального уровня (прогулочные байки). Стальные рамы имеют достаточную прочность, низкую стоимость, однако, имеют самый большой вес среди прочих материалов, к тому же легко подвержены коррозии. Легированная сталь (хроммолибден) более популярна и широко используется. Имея высокую надежность и гибкость при сравнительно низкой цене, хроммолибден, обладает меньшим весом, по сравнению со сталью. В последние годы рамы для экстремальной езды также делают из хромоли.
Рамы из алюминия отличаются меньшим весом, чем рамы из легированной стали,
высокой жесткостью и устойчивостью к коррозии. В отличие от стальных
рам имеют трубы большего наружного диаметра и большую толщину стенок
из-за более низких прочностных характеристик алюминия. Однако, алюминиевая рама
требует точного владения велосипедом, умения выбрать нужную передачу
и виртуозного владения тормозной системой. К недостаткам алюминиевых
рам можно отнести низкую усталостную прочность, что может привести
к внезапной поломке рамы при длительном (в течение нескольких лет)
использовании. Производители хоть так и пишут про рамы, но я не встречал такого
чтоб рамы ломались от "усталости".
Особенностью титановых рам является их высокая
стоимость за счет трудностей механической обработки титановых сплавов
и сложной технологии сварки. Но при этом, они отличаются высокой надежностью,
низким весом, упругостью и малыми остаточными деформациями. Предел
выносливости и предел прочности у титана практически как у стали.
Для изготовления композитных рам применяются нити карбона, фибергласа,
кевлара и различные скрепляющие составы (смолы). На сегодняшний день
углепластиковые рамы самые легкие. Из углепластика изготавливаются
совершенно разные по жесткости рамы в зависимости от предназначения
и конструкции. Они обладают большой прочностью, упругостью, устойчивостью
к силовым воздействиям в одном направлении. К достоинствам их относится
также то, что они не подвержены коррозии. Однако, они "боятся" точечных
ударов и могут внезапно разрушиться, при этом углепластиковые рамы
абсолютно "неремонтопригодны".
Геометрия рамы и определение размера велосипеда
Основная цель подбора размера велосипеда (рамы) - обеспечение оптимального положения
тела велосипедиста с учетом стиля езды. Подгонка посадки производится в несколько этапов в следующем
порядке: размер рамы, высота установки седла, высота установки руля,
определение длины выноса, установка седла по горизонтали.
|
Size - основной размер рамы - расстояние от
оси каретки (оси системы) до конца подседельной трубы, измеряется в
дюймах
С - длина верхней трубы - расстояние от центра седла до руля по
горизонтали
G - колесная база (wheel-base) - расстояние
между осями колес.
D - длина перьев - расстояние
между осью каретки и осью заднего колеса.
|
Для женских велосипедов начального уровня используется открытая рама,
которая при всем своем удобстве не может обеспечить необходимую жесткость
и надежность. Кроме того, выпускаются женские велосипеды с традиционными
рамами, отличающиеся от мужских более короткой верхней трубой и иными
углами наклона подседельной и рулевой труб. Размером рамы считается
расстояние от оси каретки до конца подседельной трубы и измеряется в
дюймах (размер size на схеме). Основные размеры приведены в таблице 1.
Размеры в дюймах не всегда четные, также распространены размеры в 17",
19", 21".
Размер |
Дюймы |
Сантиметры |
Маленький (S - Small) |
16" |
40,6 |
Средний (M - Medium) |
18" |
45,7 |
Большой (L - Large) |
20" |
50,8 |
Сверхбольшой (XL -Xtra Large) |
22" |
55,8 |
Выбираемый размер рамы зависит от типа велосипеда, а также от длины
ног. Можно дать приблизительные рекомендации по подбору размера рамы в
зависимости от длины ног (таблица 2), но следует учитывает, что каждый
производитель имеет свою, отличную от других геометрию рамы, поэтому
велосипеды с одинаковым размером рамы от разных производителей могут
отличаться друг от друга.
Рама |
Рост, см |
16" |
150-165 |
18" |
165-180 |
20" |
175-200 |
22" |
190 и > |
Определяющим размером здесь является зазор между верхней трубой стоящего велосипеда
(stand-over) и промежностью. В случае шоссейных велосипедов этот зазор должен
составлять 2-5-см, в случае спокойной езды на МТВ достаточно 10 см, агрессивный
стиль катания требует большего клиренса (зазора) во избежание травм при резком,
аварийном соскакивании с велосипеда. Это простейший метод выбора размера рамы.
Высота установки седла
определяется следующим образом: сумма расстояния от центра каретки до плоскости
седла и длины шатуна должна обеспечивать слегка согнутое в колене (около 25
градусов) положение ноги в нижней точке и слегка наклонное (вниз) или горизонтальное
положение бедра в верхней точке.
Обсудить в форуме :: Старался: Georg
|