Каретка – это подшипниковый механизм, закрепленный в узле рамы, служит для крепления и обеспечения вращения шатунов.
Типы кареточных узлов.
Все каретки можно разделить на открытие и закрытые(картриджи) кареточные узлы, Открытая каретка представляет собой кареточный вал и набор подшипников, которые прижимаются чашками и вворачивающимися непосредственно в кареточную трубу велосипедной рамы.
Недостаток открытых кареток в том, что в них часто попадает грязь, влага, они быстро засоряются и приходится их перебирать, но при постоянном уходе открытая каретка может проработать очень долго. Еще одним недостатком можно назвать перекос кареточного вала относительно кареточной трубы это зависит от качества самой рамы и кареточного узла. Картриджная каретка представляет собой неразборный корпус, картридж, в котором находятся подшипники и кареточный вал, картридж вворачивается в кареточную трубу велосипедной рамы. Подобная конструкция позволяет избежать попадания грязи, песка и влаги, исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. Недостаток картриджных кареток в том, что при попадании грязи и воды внутрь картриджа, каретка не подлежит ремонту, поскольку картридж нельзя разобрать. Существуют полуразборные каретки, что иногда позволяет их ремонтировать.
Стандарты соединений каретки и шатунов. SQR - соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов. Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник. Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.
Каретки с соединением на квадрат, раньше являлись стандартом в горном велосипеде и несмотря на то, что до сих пор практически все велосипеды начального уровня комплектуются именно каретками на квадрат, это соединение вытесняется более новыми и совершенными видами соединений. Если Shimano еще несколько лет назад выпускала каретки уровня XTR с креплением на квадрат, то сейчас для этой линейки разработан новый вид крепления. Octalink – стандарт Shimano, на сегодняшний день выпускается для линеек велокомпонентов Deore и LX. Представляет собой картриджную каретку с круглым валом со шлицевым типом соединения. Соответственно для таких кареток подходят только системы производства Shimano. Шлицевое соединение позволило выпускать каретки с полым валом большего диаметра, что привело к снижению веса и повышение жесткости вала по сравнению с соединением на квадрат. HOLLOWTECH II - для XT,XTR и Saint была разработана еще одна технология под названием HOLLOWTECH II с интегрированной системой каретки и шатунов, которая монтируется со стороны правого шатуна.
Система Hollowtech II уменьшает количество составных частей, а тем самым значительно снижает вес и увеличивает жесткость и срок эксплуатации системы.
Считается, что данный стандарт используется только Shimano, однако производитель hi-end компонентов для велосипедов Race Face, в своих компонентах для XC, DH и FR пользуется данным стандартом. И что самое главное эти компоненты полностью совместимы со стандартом Hollowtech II. Надеюсь, что данному примеру обязательно последуют другие производители.
ISIS Drive – шлицевой стандарт, поддерживаемый такими производителями, как Race Face, Truvativ, FSA, Bontrager, Chris King, Stronglight. Является также очень надежным как и стандарт Octalink, но эти стандарты не совместимы из-за разного количества шлицов.
Размеры кареток Диаметр каретки - производители рам и компонентов для велосипедов придерживаются различных стандартов при изготовлении своих изделий. Поэтому иногда приходится сталкиваться с несовместимостью одной детали с другой. В горном велосипеде обычно используются два стандарта – это 68 и 73 мм. К счастью большинство моделей кареток выпускается как для первого, так и для второго стандарта. Однако при покупке нужно быть внимательным. Ведь вы не хотите попасть в такую ситуацию когда купленную каретку надо нести опять в магазин и менять на ту, которая подойдет. Длина оси - если стандартных диаметра всего два, то стандартов длины оси, несколько больше. В горном велосипеде используются следующие стандарты – 110; 113; 118,5; 122,5 и 128мм. Например, каретка от Truvativ Overdrive DH выпускается только с длиной 128 мм.
В конечном счете, длину оси каретки выбирают в зависимости от длины кареточной трубы вашей рамы, типа системы и количества звезд на ней.