Тормоза – один из важных элементов в горном велосипеде, да и пожалуй в любом другом движущемся средстве. Говоря же о горном велосипеде хочется заметить, что чем выше уровень мастерства райдера, тем сложнее условия в которых он эксплуатирует свой байк и тем больше внимания он уделяет качеству тормозной системы своего велосипеда.
Типы тормозов
В горном велосипеде широко распространено несколько видов тормозов.
В первую очередь тормоза делятся на ободные и дисковые.
Ободные тормоза – наиболее распространенный и дешевый на данное время тип тормозов.
Состоят из подвижных рычагов с закрепленными на них тормозными колодками. Ответной частью, в соответствием с названием, является обод колеса.
Ободные тормоза в свою очередь делятся на несколько видов, различающихся по своим конструктивным особенностям.
Кантиливерные тормоза (консольные) тормоза в которых тормозные рычаги крепятся на перьях вилки ниже обода и направлены вверх. Сейчас уже трудно увидеть тормоза подобной конструкции, поскольку производители велосипедов комплектуют свои велосипеды более новыми видами тормозов, такими как V-brake или дисковыми тормозами, но встретить кантиливерные тормоза все же можно. Многие модели начального уровня еще несколько лет назад комплектовались именно кантиливерными тормозами. Сейчас уже можно сказать, что кантиливерные тормоза устарели и больше применяться не будут из-за ряда недостатков, которые были исправлены и доработаны в V-brake тормозах.
V-brake(векторные тормоза) – практически стандарт тормозной системы для горных велосипедов в наше время, этот вид ободных тормозов нашел себе огромную область применения в горном велосипеде и BMX. Самые легкие из существующих типов тормозов.
В V-brake за счет формы и размеров тормозных рычагов и направления подвода приводного тросика перпендикулярно рычагам, было существенно снижено усилие на управляющей ручке. Отличаются отличной эффективностью и простой настройкой, отлично работают при сухой погоде, и гораздо хуже в мокрую погоду и грязь. Тормоза такого типа выпускают Shimano, Avid, Tektro, ProMax и другие.
Однако в v- brake не смоли убрать такой недостаток кантиливерных тормозов, как неперпендикулярный подход колодок тормоза к ободу, и поэтому приходится часто регулировать положение тормозных колодок по мере их износа. Выходом из такой ситуации стала разработка механизма параллельного ходя колодок относительно обода, такие модели v-brake тормозов выпускаются Shimano начиная от серии LX и выше, а также такими производителями, как Tektro и Avid.
Гидравлические ободные тормоза - наиболее продвинутый вид ободных тормозов. В этих тормозах тормозные рычаги отсутствуют напрочь: тормоза состоят из "бустера", гидроцилиндров и тормозных колодок, движущихся в них поступательно в перпендикулярном ободу направлении. Ведущим производителем гидравлических ободных тормозов является Magura.
Ободная гидравлика от Magura нашла себе широкое применение в такой дисциплине горного велосипеда, как Триал из-за высокой мощности торможения и полной блокировки обода во время выполнения трюков.
Недостатком ободной гидравлики является большой вес и высокая стоимость тормозной системы по сравнению с V-brake.
Недостатками всех ободных тормозов можно назвать высокий износ и плохая работа
тормозных колодок при влажной погоде и в зимнее время года а также эффект “замерзания” колодок при зимнем торможении.
И еще все ободные тормоза очень критически относятся к повреждениям обода, поэтому при больших восьмерках или вмятинах на ободе приходится отстегивать ободные тормоза, на поврежденном колесе до исправления повреждений.
Колодки с V-brake – колодки бывают нескольких видов, резьбовые и безрезьбовые, как правило безрезьбовые колодки используются на кантиливерных тормозах, резьбовые используются на v-brake, колодки для более высокого уровня тормозов, таких как Shimano LX и выше используются картриджные колодки, в которых меняются только накладки, а колодки остаются прежними.
Дисковые тормоза - по конструкции очень близки к мотоциклетным тормозам. Состоят из диска (ротора) закрепляемого на втулку и калипера (тормозной машинки) устанавливаемой на вилку или перья рамы.
Дисковые тормоза имеют весь спектр преимуществ: работоспособность в любых условиях (вода, грязь, снег, песок и т.д.), мощное и надежное торможение на любых скоростях, плавное нарастание тормозного усилия, длительная уверенная работа без регулировки и отсутствие износа ободов, что очень важно в условиях агрессивного катания. И возможность передвигаться без помех на поврежденных или искривленных ободах. Дисковые тормоза практически не требуют настройки, комплекта тормозных колодок хватает на достаточно длительный период использования.
Казалось бы дисковые тормоза – это идеальное изобретение, но к сожалению и у них есть несколько недостатков.
По сравнению с ободными тормозами дисковые тормоза тяжелее. Стоимость дисковых тормозов гораздо выше.
В процессе эксплуатации гидравлических дисковых тормозов, может возникнуть серьезная проблема с гидролиниями, масло часто вытекает, что сказывается на работоспособности тормозов. При ударе ротор может искривиться и выправить его практически невозможно, небольшие искривления ротора или некорректная посадка его между тормозными колодками, может привести к задеванию ротора о колодки при вращении колеса.
Привод тормозов
В горном велосипеде используется механический и гидравлический привод.
Гидравлический состоит из гидролиний, соединяющих тормозную ручку и калипер. Гидравлический привод гораздо мощнее механического, но более капризен в использовании и обслуживании. Поскольку тормозные жидкости очень ядовиты и токсичны, в тормозной гидравлике применяется в основном минеральное масло.
Механический - усилие от тормозной ручки передается на тормоз с помощью тросика.
Механические дисковые тормоза при этом сохраняются многие преимущества гидравлики при относительно невысокой стоимости самих тормозов. Но, как любому компромиссному решению, этому типу тормозов присущи некоторые недостатки V- brake: меньшая мощность торможения и забивание со- временем грязью тормозных рубашек.
Как еще одно преимущество, можно отметить, что механические дисковые тормоза используют те же тормозные ручки что и V-brake
Сейчас многие велопроизводители выпускают модели велосипедов лишь с одним передним дисковым тормозом, а на задний тормоз ставят v-brake , это обьясняется тем, что основная нагрузка при торможении приходится именно на передний тормоз и дисковый тормоз не позволяет сразу полностью заблокировать колесо, что весьма немаловажно при торможении передним тормозом, к тому же благодаря такому распределению тормозов цена велосипеда становится несколько ниже.