Приключенческая мультигонка Green Rabbit Adventure Race 2008
Автор: Дмитрий Пащенко, Самара/Саратов
Выбери то, что тебе больше всего нравится,
и преследуй это на максимальной скорости.
И тогда ты не умрешь со словами "ну и что?"
Ричард Бах
На сайте www.sarbike.ru появляется очередное сообщение о предстоящем мероприятии 20-21 сентября под названием Green Rabbit Adventure Race 2008. Прочитав соответствующую тему, начинаю прикидывать дни и часы с целью понять, успеваю ли я приехать в Саратов из Самары после сдачи последнего экзамена в аспирантуре. В пятницу 19-го сентября я освобождаюсь в 12:08 и прямиком лечу на вокзал, потому что ближайший поезд до Саратова отправляется через 22 минуты. Беру первый попавшийся билет и на поезд. В вагон запрыгивал уже на ходу.
Приехал я в Саратов в полночь. Оказавшись дома, я начал быстро собирать с лета разобранный велосипед. Закончил я эту процедуру около 3:00, а между прочим до регистрации на гонку остается всего около 7 часов.
Настало утро, и я двинулся к месту старта, где уже постепенно собиралась толпа психов (так нас назвал один из организаторов гонки Дмитрий Постнов). Все веселые и жизнерадостные и мало кто из нас представлял, что нас ожидает в ближайшие 24-28 часов. Подъехал и вторая часть моей команды Саша Cornix – человек, с которым мне предстояло пройти интереснейшую дистанцию. До старта остаются считанные минуты, все наготове. Предстартовый брифинг и вперёд, к месту старта.
Отсчёт времени: пять, четыре, три, две, одна, СТАРТ!!! И в одном порыве начинает двигаться картеж из более чем 60-ти участников. Первый этап представлял из себя небольшой пролог основной гонки – это 8-10-ти километровая велоразминка до Транзитной Зоны 1 (ТЗ-1). Преодолеваем первые 7 километров в группе лидеров и на одном из участков шоссе Сашу постигает известная болезнь, топографический критинизм. Мы вместо поворота налево, едем прямо. Поняв, что это косяк, мы разворачиваемся и едем обратно. К ТЗ-1 мы подошли всё равно в числе лидеров.
После ТЗ-1 нас ждал следующий этап – спортивное ориентирование. Получили карту и карточку для отметок Контрольных Пунктов (КП) и отправились покорять горы, лес, овраги, степи и т.д. и т.п. Шли мы к первому КП-1, но пришли почему-то к КП-4. Как оказалось после, были при постановке перепутаны КП-1 и КП-4. Эта расстановочная ошибка стоила нам как минимум 60-70 минут, которые мы потратили на оценку обстановки и понятия «что к чему». Зато после оценки карты, остальные пять КП были взяты на одном дыхании. На финиш первого этапа мы пришли, замыкая первую 10-ку. В ТЗ-1 берём наши велосипеды, и выходим на второй этап – байк-навигацию.
Байк-навигация представляет из себя обычное велоориентирование, но к топографической карте тебе в помощь добавляется снимок со спутника (Гугля). По легенде дистанция детская – всего 15 км. Этот этап, как выяснилось позже, был одним из самых легких. Все семь КП нами были взяты на одном дыхании и без приступов топографического критинизма, хотя небольшие симптомы – проезд лишних 500 метров, всё равно присутствовали. На этом этапе мы догнали и обогнали 5 команд, т.е. результат превосходный. Финиш этапа – ТЗ-2 и впереди нас ждёт забавный и интересный этап – калахаринг.
Калахаринг – это третий этап нашей мультигонки. Проходил он в песчаном карьере 800х800 (100x100 - прим. редактора) метров, в котором было расставлено двадцать КП. Время на этом спецучастке засчитывалось в десятикратном размере. Напротив каждого была буква, которую надо было вписать в карточку этапа. Пройден этап был великолепно – 16 минут, а были кто и за час не управлялся! После калахаринга мы немного подкрепились и начали настраиваться на четвёртый этап – трекинг.
Трекинг – пеший этап, на котором надо отыскать пять КП. По прямым линиям выходило 20-23 км пути, но в реальности у нас получилось в раз полтора-два больше. Мы отправились на этот этап засветло и с надеждой взять три первых КП ещё при свете солнца, к четвёртому КП пристреляться по светлому, а пятое КП брать как повезёт при свете налобных фонариков. Первое КП на трекинге, оно же на карте КП-38 было взято без каких-либо проблем. Залезли в овраг, который и на карте и на гугле был виден великолепно. Сфотографировались около него. Начали пристреливаться к КП-39. Перегон от КП-38 к КП-39 был самым длинным. На вершине одной из гор видим команду «Двое из ларца»: Лешу Москвичёва и Даянова Рината. Мы выигрываем у них примерно 1 километр, т.е. минут 15.
Солнышко постепенно зашло за холмы и мы тем временем подошли к этим самым холмам. На улице ещё светло и я немного ускоряюсь с целью быстрее отыскать КП-39. Роудбук у Саши, который приотстал метров на 300-400, и мне приходится ориентироваться исключительно по карте. Из легенды помню, что КП расположено на выступе леса. Я оказался в том месте, где в радиусе 1-1,5 км есть четыре!!! выступа леса. Пока Саша догоняет меня, я облазил три из четырёх, но КП-39 так и не показалось. Смеркалось. Осознав, что мы где-то не там где должны быть, а самое главное не там, где должно быть КП-39, начали соображать как жить дальше. Планы наши нарушились моментально, т.к. вместо запланированных трёх КП по светлому у нас вышло только одно.
Ночь настала, а луна ещё не поднялась высоко, поэтому тьма стояла кромешная. Саша – 50% моей команды, ставит вопрос о возвращении в ТЗ-2, но я не терял оптимизма найти КП-39, и всячески пытался его уговорить продолжить гонку, т.к. сход одного участника является завершением гонки для всей команды. Блуждание около трех часов в окрестностях КП-39, привело к тому, что нас достали две команды.
Второй командой были Миша и Андрей, которые морально и главное провизиально поддержали Сашу, дав ему и мне поесть и попить. Вчетвером мы нашли КП-39, на его поиски ушло у нас порядка 2 часов!!! У Миши и Андрея было чудо-устройство, к котором живут космические человечки, указывающие где мы и кто мы, - это GPS-навигатор. Вместе мы находим без проблем КП-40, по пути к которому мы встретили одну блуждающую команду.
От КП-40 до КП-41 расстояние было по прямой не большое, максимум 4-4,5 км, но проходило оно через два густо заросших холма. Пристрелявшись, решили мы действовать согласно русской поговорке: «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». Обошли и пришли мы в радиус КП-41 без особых затруднений, но почему-то это КП не хотелось нам «открывать личика». На склоне одного из холмов мелькают фонарики – родственные души в деле. Ищем 20 минут, ищем 40 минут. Андрей звонит Свете и Диме (организаторам гонки):
- Света, мы тут час лазаем вчетвером и не можем найти КП-41!!!
- Там всё понятно и однозначно: перекрёсток, пропашка, сосновые посадки, в которых на полянке стоит КП, - отвечает Света.
- Мы тут обшарили каждую сосну, но результат – ноль.
- Впереди вас пять команд, и только одна не нашла его. Ищите лучше!
Время близилось к полуночи, а на финише треккинга еще никого не было. Хотя организаторы планировали прибытие авангарда гонки к 22:00. Ищем уже час - КП всё нет. Отчаяние нас настигало с огромной скоростью. Но мир не без чудес!!! В 20-ти метрах, там, где мы проходили много раз, мной было обнаружено КП-41. Оно находилось действительно в сосновых посадках, только перед ними росло два ряда ясеня и в темноте за ними разглядеть сосны было невозможно.
После взятия КП-41 обратной дороги не было. Это как билет в один конец, после - только вперёд. Взятие КП отметили с размахом: грохнули по глотку энергетического напитка; съели по две мармеладки, пару фиников и по куску сала. Потом после пированья начали пристрелку к КП-42, которое стояло рядом с КП-36 этапа байк-навигации. Перегон до этого этапа был длинный и самое главное – была глубокая ночь. Выйти нам надо было к селу Курдюм, что радости тоже не прибавляло, т.к. ночью в субботу шататься по селу – дело не из приятных.
Добираться пришлось по гребню холма обдуваемого всеми ветрами. Я промёрз до мозга костей и согреться смог только в ТЗ-3. Мы в ночном Курдюме. Вот старая церковь, вот школа, вот центральная улица: многим велосипедистам известно это село, поэтому проблем в ориентировании мы тут (с. Курдюм) не испытали. Но КП-42 лежит за селом и нам его еще только предстояло найти. Мы на окраине деревни: слева одиноко стоящий фонарь, сзади село, прямо и справа наши главные попутчики на протяжении всей дистанции – холмы и леса. Снова припадаем уставшими глазами к картам. По гугле у нас однозначный ориентир есть, но в кромешной тьме его не увидеть, даже имея фонарик в 1000000 люкс. Но тут произошло маленькое чудо. Буквально на 5-7 минут включилась луна и ориентиры были пристрелены мгновенно. После чего мы начали штурм высоты и лежащего на ней КП-42. Через минут 15-20 последнее КП взято.
Начинается проработка возвращения в ТЗ-2, где мы оставили свои байки. Тут я в очередной раз убедился в золотой истине: «кратчайшее расстояние между двумя точками не есть прямая». С однозначными ориентирами стало как-то совсем туго и печально. А туда, куда мы шли по прямой, оказалась военная часть. Рисковать проходить вдоль её границ в 3:00 никто из нас не решился (хотя были команды, кто плюнув на всё шли прям вдоль военной части). Пришлось давать крюк длинной в 20-30 минут. Ну вот и трасса и значит минут через 15-20 мы будем в ТЗ-2.
Виден тёплый свет костра. Скоро-скоро я согреюсь и выпью горячего чаю. Мы в ТЗ-2, где нас встречает Света, спящий Никита и пара команд, все радуется вместе с нами, что мы это сделали. Трекинг взят!!! За разговором у костра узнаём, что впереди нас около десяти команд. Время четвёртый час утра. Отпиваемся чаем, едим всё, что попадается под руку. Утеплиться мне удается только садово-огородными перчатками, которые завалялись у меня в набедренной сумочке. Впереди нас ждёт чудо этап – гондурасинг.
Гондурасинг – это (одно название говорит само за себя) этап, на котором с байкам в руках-ногах-зубах ты спускаешься в 20-ти метровый отвесный овраг, заросший полностью деревьями в кромешной тьме. Но у нас был один большой пребольшой плюс, мы шли 8-9-ми и предыдущие команды изрядно натоптали тропу. Главное было не потерять след. Прошли мы 5-й этап очень быстро, минут за 20-30 (а были кто и по 2,5 часа тусили в компании деревьев и велосипедов). Вот уже слышаться голоса людей, узнаю голос Димы. Ура!!! Мы рядом с ТЗ-3.
Встречаем команду, которая проходит тарзанинг (следующий этап после гондурасинга). Они так забавно весели на этих верёвках, а я с ужасом осознавал, что и нам это предстоит совсем скоро. В ТЗ-З я наконец-то утеплился вещами, что были у меня в рюкзаке. И впервые за много часов почувствовал тепло. На горизонте мелькали фонарики Леши и Рината, которые уже больше чем на час опережали нас. Они были уже на целый этап впереди нас, хотя на трекинг мы выходили впереди них. У костра сидело несколько человек. Перебросились мы с ними парой слов и начали готовиться к тарзанингу.
Тарзанинг – это 6-й этап мультигонки, на котором предстояло пролезть по верёвкам чуть больше 100 метров. Честно говоря, до той ночи, мне лазить по верёвкам таким образом не приходилось. Это был мой дебют. Саша оказался подкованнее в этом деле, чем я. Он на одном дыхании прошёл все участки и перестёжки, а у меня за две перестёжки до финиша кончились силы. Саше даже пришлось бегать мне за водой, чтоб я пришёл в себя. Вот наконец-то земля. Я обессилен на 99%. Треккинг мне и то дался легче, чем этот верёвинг. Снова костёр и горячий чай. За бортом 6:00, через несколько минут прийдет рассвет. На командном собрании было решено брать азимутинг по светлому, т.к. Леша и Ринат лазили в темноте там очень долго.
Решаемся на 1,5-2-х часовой сон. Саша идет ставить палатку. Я, дабы не терять драгоценные минуты сна, сходу прыгаю в спальник и засыпаю замертво на свежем воздухе. Проснулся я от шума вновь прибывших учатсников-психов, которые всю ночь покоряли треккинг. Кто-то меня спросил: «Хорошо ли спать на в спальнике на голой земле?». Оказалось, я ночью скатился с пенки и спал на голой земле. Этот Кто-то (спросони не помню кто), аккуратно меня положил снова на пенку или пенку подложил под меня. Сна у меня оставалось ровно 30 минут. Встречаю команду Сергея и Юли, которые возвращались с тарзанинга.
- Вы халявщики!!! Какого спать увалились, а ну на этап!!! – строго сказала Юлька.
- Мы уже собираемся, - виновато ответил я. – Вы-то как добрались?
- Как всегда, прошли в два раза больше чем надо было! С нами Харди на байке был, так спидометр у него полтинник показал за треккинг. Мы, так же как и вы хотели взять этот этап на одном дыхании!
Утро. Рассвело. Я вылез из спальника, и состояние было, как будто по мне раз пять, не – шесть или даже семь, проехал каток. Заклеил пластырем все мозоли (всего их 5 штук было). Началась подготовка к азумутингу. Тем временем (к 7:30-8:00) в ТЗ-3 прибыло порядка двадцати команд. Все были уставшие, вымотанные до предела, но жутко счастливые.
Азимутинг – это 7-й этап, на котором предстояло по азимуту и велокомпьютеру взять порядка 10-12 КП. Другими словами, у тебя есть азимут (к примеру, 230 град), расстояние (к примеру, 560 метров) и ориентир (например, плодовое дерево в овраге). По светлому, этот этап ничего сложного не представлял, т.к. КП можно было разглядеть за 100-150 метров и брать из на одном дыхании. Но было одно «но». Голова не соображала и я в легенде к одному КП вместо «края лесополоски» прочитал «край лесопилки». Сейчас это может и смешно, а тогда это было даже грустно, т.к. в радиусе 1000 метров никакой лесопилки и впамине не было.
Выручила нас фортуна, которая привела нас прямо лоб в лоб на КП. Время на этот этап было затрачено немного, практически по идеальному лидерскому графику. Мы снова в ТЗ-3 у костра. Финишируют потихоньку класс «любители». Уже есть победители и призёры. Сережка и Юлька – серебро взяли, Андрей и Миша – тоже второе место заняли. Тем временем с байк-ориентирования уже приехали Ринат и Лёша (команда «Двое из ларца») (а ведь когда-то мы их опережали на полчаса, а теперь они нам почти пять часов везут). У Рината жутко бледное лицо.
- Ринат, ты как? – спрашиваю я.
- Ни как!!! Но вроде пока дышу! – слышу в ответ.
А вот лидеры гонки Михаил Якубович и Денис Никонов (команда «Одуванчики») штурмовали предпоследний этап гонки класса «спорт» космотрекинг – ориентирование по космическому снимку.
У нас с Сашей небольшое совещание: он на отрез отказывается продолжать борьбу, хотя до закрытия финиша у нас есть ещё пять часов (в 15:00 21-го сентября). Я предлагаю ему отдохнуть часик и в путь. При идеальном раскладе байк-ориентирование за 4-5 часов проезжается без вопросов, тем более КП стояли на однозначных ориентирах и проезжаемость к ним была 99%. Подхожу к судейскому столику, смотрю в судейскую карту. По времени мы идём четвёртыми, но третья команда отказалась на 100% идти байк-ориентирование, а по «положению гонки» побеждает та команда, которая взяла больше КП. Т.е. если мы сейчас берём КП-101 (первое КП ориентирования), то мы становимся третьими. Рассказываю Саше эту ценную информацию и он соглашается. Берём у судей карт-материал и готовимся отчалить.
Байк-ориентирование – это этап с шестью КП, по прямой расстояние 41 км, по дорогам – около 60 км. Всё готово к нашему промежуточному старту. Первым должно было быть найдено КП-101, район нахождения которого мне был хорошо известен. Преодолев Курдюм и Зеленкино, мы оказались в красивейшем месте: прямо по курсу лежит ложбинка с маленьким ручейком, за которыми холм с густым лесом на гребне; справа Сторожовка в легкой утренней дымке. КП стояло за эти холмом в не менее красивой долине.
Небольшое изучение карты и роуд-бука показало, что через минут десять КП-101 должно нам покориться. Так и вышло. Со склона холма было хорошо видно опору ЛЭП, где и было спрятано КП. Отметка сделана. Путь до КП-102 однозначен и сложностей представлять не должен совершенно, при нормальном раскладе он преодолевался в 40-50 минут. Но тут Саша сказал своё решительное «нет», и что дальше он ехать не намерен ни за что. Я немного расстроился, но все равно чувствовал и себя и Сашу победителями. Через несколько минут я и Саша подъехали в ТЗ-3. Снова костёр, еда, вода. Теперь можно позволить себе и отдохнуть как следует.
Участники постепенно разъезжаются: кто на электричке из Курдюма, кто на байке своим ходом, кто на машине. Ну а мы ждём закрытия финиша и награждения. Около двух часов дня на горизонте замаячили две одиноких фигуры – это были Ринат и Лёша возвращающиеся с космотрекинга. Они как и все участники являлись героями, т.к. смогли преодолеть эту трассу, а самое главное самих себя.
Места в категории «СПОРТ ММ» распределились следующим образом:
1-е место: «Одуванчики» (Якубович Михаил, Никонов Денис);
2-е место: «Двое из ларца» (Москвичёв Алексей, Даянов Ринат);
3-е место: «Думаем» (Пащенко Дмитрий, Фёдоров Александр).
А тем временем на дистанции находилось ещё две команды из «СПОРТ МЖ»: Влад с Таней и Дима с Кирой. Первые были на космотрекинге, а вторые бились ещё на байк-ориентиовании. В итоге после звонка судей этим командам, их пригласили на финиш, т.к. до закрытия финиша оставались считанные минуты. Дима с Кирой успели пройти всё байк-ориентирование, а это, поверьте, многого стоит. Влад с Таней успели взять только три КП из космотреккинга, но а это вообще победа над самим собой и в гонке тоже.
Таня с Владом первое место, Дима с Кирой второе, третье место к категории «СПОРТ МЖ» распределялось среди тех, кто остановился после тарзанинга.
Вот время постепенно приближается к 15:00. Совсем скоро закончится эта маленькая двухдневная жизнь. Пройдёт награждение призёров и победителей. Соревнования объявят закрытыми и каждый, кто тут принимал участие будет с трепетом ждать следующего года, чтоб снова отправиться в погоню за «Зелёным Кроликом». Каждый, кто проходил эту дистанцию, даже те, кто прошли только два-три этапа и те, кто прошёл всю дистанцию, все явились победителями самих себя.
Перед стартом на брифинге, Дмитрий Постнов сказал: «Я желаю вам всем пройти столько, сколько позволяют вам силы, а потом когда они закончатся, пройти еще один этап!». Хотелось также восхититься девушками-участницами – это вообще героини, которые больше чем «и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдет», они – « лет по семь живут в горящей избе, и не дают коню даже пошевелиться». Дима и Света – это альтруисты с большой буквы, ведь взамен они получают только наши усталые улыбки и наше «ОГРОМНОЕ СПАСИБО ОРГАНИЗАТОРАМ». Не будет лишним, если скажу, что на таких людях как они держится Россия. Ну а все участники – это, как правильно заметил Дима, ПСИХИ, а ведь иначе и не назовёшь.
Вот и награды обрели своих победителей. Гонка закрыта. Собираемся катить домой, а ведь даже тем, кто живёт в Ленинском районе надо проделать путь в 20 км с тремя серьёзными горами на пути и полными рюкзаками за спиной. Я, Сережка и Юлька двинулись в путь. В Сторожовке в местном «супер-маркете» закупились легкой энергией (сникерс+банан+сок) и начали восхождение на гору после посёлка. Участок от ТЗ-3 до дома, был для меня одним из самых сложных за все два дня приключений. Наконец-то я приехал! Сбрасываю рюкзак, закидываю в рот пару ложек меда, чтоб хоть как-то восполнить истощение энергией. И падаю спать. Лег я в 17:00, а проснулся в 9:00 следующего дня. Теперь мозоли и болящие ноги, пресс, руки и шея, долго мне будут напоминать о мультигонке Green Rabbit Adventure Race 2008.