или Регистрация
Наши друзья
corposport.ru
manturs
Сайт о циклических видах спорта
Зеленый Саратов

Новый пользователь: kaniamor17
Юбилейная вылазка

«Горы! Запретный город!
Чужой для тех, кто здесь ни разу не бывал.
А к тем, кто знает, кому он дорог,
Он в жизнь врывается и ранит наповал…»
(В.Михлюков)

За окном во всю бушевало лето со своей изменчиво-непонятной погодой, а на повестке дня стоял только один вопрос – куда-нибудь уехать от суеты города. В этом году ровно 10 лет, как мы первый раз поехали на Кавказ в поход, похоже на юбилей! Всех участников того давнего похода слишком долго собирать, и потому, решаемся пройтись по знакомым и слегка забытым местам маленькой (мобильной) группой из 3-х человек. В нашем распоряжении всего 10 дней, но, при удачном стечение обстоятельств, можно осуществить задуманное. К любому, маломальскому, походу, как известно, нужно готовиться заранее. К моменту отъезда мы имели за плечами набеганные и накатанные километры по лесу и по дорогам области, которые позволили нам не только тупо глядеть на горную тропу и ждать очередного привала, но и кинуть взгляд вокруг.

Поглядеть новые места всегда интересно, пройтись же по знакомым местам тоже иногда не плохо, можно открыть какие-то новые удивительные моменты, которые ты в прошлый раз не доглядел, просто промчался мимо, стараясь не отстать от группы. Нитка нашего маршрута этого года повторялась по 1996-му году (ущелье Адыр-су, пер. Шогенцукова, пер.Куллумкол, а/б «Уллу-тау», пер.Койавганауш, ущелье Адыл-су), но для ощущения новизны мы заложили маршрут с другого конца, добавив при этом нехоженый нами перевал, да еще в самый первый день похода. Подняться сразу на 3600 м - это достойное начало для юбилейной вылазки и для тех, кто давненько не жил на высоте.
Поверить в то, что ты действительно вырвался из городского омута можно только в вагоне набирающего скорость и убегающего вдаль поезда…

И вот уже мы стремительно врываемся в Баксанское ущелье на частнике (водитель Гриша нам попался – «Шумахер отдыхает», наши пожелания ему, что «мы никуда не спешим» он, видимо, пропустил мимо ушей) - поймав по дороге дозу адреналинчика, благополучно выгружаемся из тачки на подходах к а/б «Джантуган». Благодаря скорости доставки, мы поздоровались с Горами при свете дня, поразмялись с рюкзаком по дороге к лагерю, сварили и съели ужин, пообщались с соседями по стоянке, которые дали нам ценные советы, нашли начало тропы, куда завтра утром нужно будет двигаться… Да, хорошо приезжать засветло.

В первый день у нас был запланирован хороший марш-бросок на высоту 3600м (перевал ВЦСПС), набор высоты по вертикали - около 1,5 км. Как выдержит такую нагрузку организм мы узнаем часов через пять. Утренний выход получился почти точно по плану (в 7 ч 05 мин), Погода – класс (!), сквозь сосны проглядывает розовый Эльбрус («чистый», без снежных шапок, а это значит, что ОН дает добро Погоде на ближайшее время. На сколько?... Знает только ОН один). Тропа по склону серпантином уходит сразу резко вверх, как будто бы торопится показать нам панорамы снежных гор.

Поднимаемся все выше и выше… Вокруг меняются краски – изумрудно-яркие поляны цветов сменяют каменные сказки, но над всей этой красотой царит ОН… ОН выглянул из-за склона в самом начале подъема и провожал нас почти до самого перевала, менялся только фон перед НИМ – с зелено-яркого до каменно-серого.

На перевале нас слегка накрыла «горняшка» своеобразной формы – сильно захотелось спать, любое шевеление конечностями давалось с трудом, но съев пару кусочков колбаски с сыром, отдохнув часок нам уже захотелось попробовать подняться повыше на близлежащую вершину с которой открывалась круговая панорама района. На небе ни облачка, обычно в горах после часа дня Погода начинает меняться, но в этот раз все было не как обычно. ОН был «чистый» и все и всё вокруг радовалось этому. Вокруг стояли горы, как на параде: Ушба, Шхельда, Донгуз-Орун… Высота и вечность их завораживает, но нам нужно вниз - «потому, что всегда мы должны возвращаться…»
Очередной раз, испытав на себе горную истину: что идти вверх легче, чем спускаться, - лишь через несколько часов «сползаем» в лагерь…

Вторая цель нашего маршрута – перевалить через перевал Койавганауш в ущелье Адырсу и попасть в а/б «Уллу-тау». Перебираемся на следующий день на «Зеленую гостиницу»: солнце продолжает палить вовсю, вокруг царят Горы, Цветы и… комары. Комары, как никогда, в этом году решили перебраться пожить на бОльшие высоты, чем обычно. Вечером получаем приглашение на вечернее «огненное шоу» - это студенты-гляциологи, стоящие поблизости, устраивают представление в честь уезжающих домой товарищей и предлагают «соседям» тоже посмотреть. Хоть начало и поздно (после 23 час.), но мы решаем сходить. Зрелище потрясло: на фоне покрытых лунным светом гор - девушка танцевала с огнем.

На следующий день под перевал попадаем до обеда… Солнце жарит, чтоб оно … не пропало! С Зеленой гостиницы к перевалу за нами вышли еще две группы, но к нашей ночевке никто не пришел, наверное ушли куда-то не в ту сторону, потеряли направление, может быть вернулись… Самое неожиданное было обнаружить под перевалом «гуляние» сигнала сотовой связи: вокруг все закрыто горами, на Баксанскую долину не то чтобы прямой видимости, вообще никакой видимости нет, а на телефон сыпятся SMS-ки из Саратова. Вечером к нам подошла одна из заблудившихся групп, они действительно ушли в другую сторону…

По утру выходим с соседями общей группой из 6 человек. Подъем представляет собой крутой осыпной склон. Движение плотной объединенной группой дает преимущество - верхние не сыпят камни на идущих ниже. А камни периодически все-таки выскакивают… Даже маленький, с фасолину камешек, разогнашись по склону способен нанести рану человеку...
На перевале Койавганауш оставляем записку последующим группам с пожеланием «соблюдать чистоту!». Взгляд на снежные исполины вокруг – возвышает, а поглядев на заваленный мусором перевал «приземляешься» назад…

Небо, солнце, горы, снег, сыпуха… так бы шел и шел вниз, катился, опять шел, но спуск имеет особенность заканчиваться, впрочем, как и подъем)… Ущелье Адырсу встретило нас тоже ласково-солнечно. Солнце было везде – встретив на перевале оно проводило нас до самой долины и улыбалось еще полдня. Проходя знакомыми местами вспомнились некоторые моменты прошлого похода: вот тут мы ночевали под перевалом и орали песни ночью без гитары, а вот тут нас чуть не сдул ветер при подъеме… Но это было десять лет назад, а сейчас мы бежим вниз по тропе, по которой медленно «пыхтели» тогда вверх…
А/б «Уллу-тау» гудела от большого количества народа, вся территория лагеря и вокруг набита палатками, люди приходят-уходят… мы как раз попали в дни празднования юбилея лагеря и народ просто не успевали считать… Но расслабляться в кафешках «Уллу-тау» еще рано, впереди третий этап похода – два перевала.

Первая часть подъема доставляет огромное удовольствие – просто идешь по хорошей тропе один раз перепрыгнув через речку. Серединный крутой взлет тропы навеяв секундную мысль: а как же тут спускаться?, проведя по бесконечным каменным маренам выводит нас на гребень перевала Шогенцукова. На перевале стоят альпинисты, которые готовятся к восхождению на одноименную вершину. Наша же цель видна, прямо перед нами, и мы просто оставшуюся часть времени до выхода ее гипнотизируем, разглядываем, пытаемся впитать всю нить нашего завтрашнего маршрута, настраиваемся на «волну» перевала. Торопиться не надо, перевал может нас принять, но есть и другие варианты…

В этом сезоне в горах стоит очень теплая погода, ночью практически ничего не подмерзает – ни снег на ледниках, ни камни на склонах… Всю ночь с близлежащих склонов периодически сыпет… Очередной шум камнепада почему-то нас заставил выглянуть из палатки в сторону «нашего» перевала. Камни прошумели и затихли, но в перешейке ледника вдруг засветились фонарики и медленно пошли вниз. Не ужели кто-то уже спускается? На часах только 3-30, хоть и светло вокруг от снега. Через некоторое время мимо нас прошла группа альпинистов, ведущая покалеченного парня – ему перебило пальцы камнями… Они вышли на восхождение, но не получилось пройти тот участок. У камнепадов нет расписаний.

В горах не измеряют расстояния километрами. Часы, минуты, секунды – Горы все мерят ими - много часов можно подниматься на вершину, через несколько минут может испортиться погода, каждую секунду нужно быть готовым к следующему шагу. На перевал мы поднялись первые из всех групп, вышедших в это утро на вершины (кроме той, которую Горы не пустили…). Тонкий (опасный) перешеек проскочили без остановок, кто на «кошках», кто по камням, Горы молчали, пропуская нас вверх. На перевале Куллумкол первый раз, за все эти почти десять дней, одели куртки – кажется, Погода нас решила охладить, а то все греет и греет. Оставив записку в туре следующим группам спешим вниз.

Вот и закончились основные этапы похода. Спасибо Горам, спасибо Погоде, что позволили нам пропутешествовать по этим красивым местам под синим-синим небом, вспомнить прошлое, увидеть новое.
Теперь можно расслабиться и поесть чебуреки в кафе «Уллу-тау», и прогуляться пешком по Баксанской долине до Чегета, чтобы поглядеть на Эльбрус во всей его красе (в этом году только в бинокль понаблюдать за штурмующими вершину - вот кто-то бредет по «бесконечной косой» вниз, а кто-то, наверное, сейчас на вершине), и попить нарзан в поселке Эльбрус, и поесть котлеты в а/б «Адылсу» у знакомых друзей-альпинистов, и первый раз увидеть Улыбку Шхельды, и погулять по горе Машук в Пятигорске. А потом поезд увез нас домой, в Саратов, где остается только смотреть фотографии и мечтать о новых путешествиях. А мечты иногда и сбываются!

«Гора - большой магнит, его поле всегда чувствуешь в душных и тесных городских пространствах, и значит, когда-нибудь к горе обязательно вернешься».

Флегматова Кира (автор), Чинарова Анжела, Костенко Юра. Приэльбрусье, август 2006г
Поиск по сайту

Случайное фото
Shoutbox
You must login to post a message.

08-08-2023 16:34
еще какая))) сам регулярно захожу и читаю что было 10 лет назад

02-08-2023 01:45
Ностальгия хмуро и неодобрительно

09-01-2023 13:35
всех с наступившими праздниками!

01-01-2023 19:42
Главное - не унывать и на нашей улице обязательно тоже будет Праздник !!!

01-01-2023 19:41
С Новым Годом, СарБайк !!! Всех благ, новых свершений и сотен километров дорог !

13-07-2022 10:49
всем привет!

05-07-2022 17:14
👌

01-07-2022 18:35
Привет, можем возродить барахолку -- создал новую тему на продажу по-доброму и с улыбкой

30-06-2022 22:28
Всем привет. Очень давно здесь не был. Брахолка сдохла?

27-06-2022 09:52
улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала