Всем привет! Меня зовут Виталий и я реальный кекс и это мой небольшой рассказ о приключениях на Большой Медведице 2013.
Честно говоря, писатель из меня не очень, но мысль о возможном призе от Интерспорта греет душу, а впечатлений от гонки накопилось на небольшой роман, так что приходится оседлать музу и сесть за клавиатуру. Тем более что эта Медведица была для меня первой, и я умудрился занять третье место в туристах.
Сам я ни разу не спортсмен, велосипедом увлекаюсь всего лишь 2,5 года, а в соревнованиях начал участвовать только в этом году. Тем не менее, про Медведицу я знаю давно. В первую очередь, от своего товарища – Родиона. Он в некотором роде является моим «велосипедным наставником».? Именно он подсадил меня на велосипед, помогал с выбором, давал советы и т. д. и т. п. У Родиона велосипедный опыт на пару лет больше моего и на Медведице он успел побывать несколько раз, поэтому про гонку я слышал много подробностей, что называется, «из первых уст». Также, впечатлениями делились и другие участники Сарбайка, с которыми я катался на покатухах. Ну и, наконец, прошлой зимой, изнемогая от велосипедной ломки, я взялся перечитать все темы по БМ за прошлые года и просмотреть все фотографии (рекомендую, очень помогает проникнуться духом мероприятия и отлично идет под семечки ;). Так что, к чему себя готовить я прекрасно знал.
На этот раз организаторы обещали повторение маршрута прошлого года, но с некоторыми изменениями. С учетом этого, за неделю до гонки, Я, Родион и Виталий (Konstruktor) решили выбраться на покатуху-тренировку-разведку по части маршрута прошлого года. Поездка показала, что на данный момент у нас примерно одинаковая физическая форма, чему я был очень рад, т. к. все мои планы на гонку были держаться за более опытными товарищами. Настроение у всех оказалось также боевое и было желание побороться за какие-нибудь места в туризме.
Картинка 1. Я на покатухе. На ноге свежие шрамы – споткнулся об Родиона. :D Автор фото: Виталий (Konstruktor)
День 1. Слабоумие и отвага
Все знают что случилось с погодой в первый день. Вопреки прогнозам синоптиков пошел дождь, сначала вроде бы небольшой, но постепенно усиливающийся ко времени старта. Меня это, конечно, не испугало – по грязи ездить я люблю, а впереди целых три дня и 100 км отсюда, до туда, погода может 10 раз поменяться. Да и по опыту прочитанных тем я знал, что дождь это в разы лучше, чем жара, т. к. грязь опасна только для велосипеда, а избыток солнышка может навредить здоровью. Тем не менее, мою точку зрения видимо разделяли не все и больше трети заявившихся участников отвалилось. Единственное, что пугало меня в мокрой погоде – нешуточная возможность застрять в полях, поскольку у моего найнера ну ооочень маленький грязевой зазор спереди и неприятный опыт залипания в глине у меня имеется.
Ладно, навьючиваю свой небольшой, но неудобный рюкзак и медленно пиликаю к месту старта. Пешеходы недоуменно косятся. К беседкам, естественно, приезжаю весь мокрый. Паркуюсь и регистрируюсь. Для меня все в новинку, поэтому смотрю по сторонам и потихоньку разбираюсь что к чему. Дают карты и легенды. Смотрю маршрут первого дня – определяю, что это вроде бы действительно маршрут прошлогодней Медведицы, только в обратную сторону. К счастью для нас, надо всего лишь проехать Вертолетку и Латрык, а дальше начинается длинная полоса асфальта.
Участники прибывают, народу становится больше, дождь становится сильнее, по асфальту текут ручьи.
Картинка 2. Знаменитая лужа у Беседок. Автор фото: Игорь (Gariks)
Случается непредвиденное – я начинаю замерзать. Забавно, почему-то я даже не подумал о такой возможности. Надеваю дождевик, съедаю шоколадку из пайка, танцую и притопываю ногами. Немного помогает, но зубы все равно стучат. Вокруг такие же танцующие и притопывающие.
Пытаюсь рассмотреть карту и запомнить легенду. Бесполезно. Дорогу до Поповки я знаю, дальше идет «темный лес» где я никогда не был. Решаю, что все пустое и впереди наверняка будут более опытные товарищи на которых я смогу ориентироваться.
Приезжает Родион с огромным рюкзачиной. Знакомых лиц становится все больше. Коротаю время разговорами и бестолковой толкотней. Наконец, брифинг. Внимательно слушаю и запоминаю только 2 вещи: на карте где-то неточность и что мехтоки – это такие домики на курьих ножках.
Наконец, выдвигаемся. Нас ведут 2 УАЗика, едут они ужасно медленно и мои надежды согреться улетучиваются. Продолжаю трястись. Участников много, колонна растягивается на сотню метров, создавая неслабую пробку. Тормоза у всех намокли и издают истошные скрипы и гудение. Вся эта процессия напоминает мне какое-то сюрреалистичное траурное шествие.
Картинка 3. Медведица глазами автомобилистов. Автор фото: Ольга (Etel)
Наконец, приезжаем к месту старта. Здравствуй, родная грязь! Пытаемся выстроиться вдоль дороги не попадая в лужи. Родион меня спрашивает, чувствую ли я себя искателем приключений на собственную *опу. Я, безусловно, чувствую.
Картинка 4. Место старта. А на фото все выглядит гораздо жизнерадостнее! Автор: Владислав (wladislaw-sl)
Как-то совсем не торжественно объявляют старт. Сначала элита. Резко срываются и едут вперед (а кто-то и резво бежит). За элитой мы, туристы. Неожиданно для меня, старт туристов происходит в 3 группы, причем я оказываюсь в последней, третьей. Это меня несколько обескураживает, ведь я собирался держаться товарищей, а они уезжают в первой и второй группе.
Стартую! Сразу понимаю, что по грязи ехать не получится. Она хоть и жиже кондиции налипания, но зело склизкая и ехать можно только непрерывно балансируя. Заворачиваю в траву. Ооо, да тут почти шоссе. Две сотни проехавших колес накатали отличную дорогу. Можно вполне комфортно пилить со скоростью 10-15 км/ч и даже есть некоторые элемент техничности – неожиданно появляющиеся кочки и канавы. Проезжаю несколько сот метров и вижу первого бедолагу – у кого-то спустило колесо. На самом старте, в самой грязи, в самый дождь и холод. Искренне сочувствую этому человеку. Если бы я был на его месте, я бы все проклял. Но мои колеса в порядке, велосипед не жалуется и мне даже понемногу удается кого-то обгонять.
У первого КП толкучка, народ еще не растянулся и места всем не хватает. Делаю памятное фото и скидываю дождевик – не фиг портить аэродинамику, мерзнуть больше не придется.
Картинка 5. Знаменитая сосна с которой каждый хотел сфотографироваться
Спускаюсь под горку до дороги и неожиданно настигаю Родиона. Он жалуется, что у него вел по грязи совсем не едет и что он где-то намотал проволоку на колесо. Не задалось, подумал я и поехал дальше.
Короткая полоса шоссе и снова поля. Здесь кочек еще больше, грязь еще ближе, приходится держать равновесие. В одном месте колеса-таки забиваются и встают. К счастью, это короткий участок и дальше идет каменистая дорога. Настигаю Виталия (Konstruktor) и Алексея (aaver). Спрашиваю у Виталия, знает ли он дорогу за Поповкой. Виталя говорит, что не знает и советует держаться Алексея, поскольку он очень крутой ориентировщик. Едем дальше. Алексей немного отстает, мы уходим вперед.
Второе КП. Отмечаюсь и собираюсь уезжать, но тут подъезжает знаменитая Маша Муранова и просит кого-нибудь ее сфотографировать, ибо ее фотоаппарат далеко. Щелкаю.
Картинка 6. Грязь – лучшая косметика, не так ли?
Начинается деревня – меньше земли, больше камней, ям и луж. Лужи – это хорошо, это очень хорошо. Лужи в такую погоду – единственный способ размыть грязь на вилке и прочистить клин, поэтому стараюсь ни одной не пропускать. Наконец, деревня кончается и начинается длинная и хорошо знакома полоса асфальта Козлаковка-Константиновка-Поповка. Асфальт здесь гладкий как стеклышко и ехать одно удовольствие. Меня догоняет Виталик и начинаем хорошо работать вдвоем. Обходим многих туристов, к моему удивлению никто даже не попытался прыгнуть к нам на колесо (хотя Виталя даже кого-то любезно пригласил). Пара десятков километров пролетает быстро и незаметно и где-то в районе Поповки, как раз там где кончаются знакомые мне места, мы втыкаемся в большую группу велосипедистов. Они стоят и натужно смотрят в карту. Как я потом понял, это был отколовшийся от пелотона спортсменов хвост элиты и примкнувший к ним авангард туристов. Так я впервые познакомился со спортсменами..
Давайте я вам расскажу как ездят спортсмены (не претендую на достоверность, все основывается исключительно на моих впечатлениях). В отличие от туристов, которые просто стараются ехать группами и по возможности быстро, в среде спортсменов решает тактика и стратегия. Поскольку спортсмены – люди в общем-то все подготовленные, то прямо со старта они движутся большой организованной группой. Кто-то лидирует, кто-то едет в пелотоне и сидит на колесе. Задача альфа-спортсменов – по возможности как можно больше разорвать пелотон, чтобы остались лишь самые сильные, да и тех хорошенько измотать до финиша. В итоге – на финальную финишную разборку остаются лишь «самые-самые» и победа между ними решается уже спринтерскими качествами. Для этого господа спортсмены едут рывками убийственными для простого смертного – то «тошнят» под 20км/ч, то «раздают» под 40. Ну и, конечно, чуть не забыл про главное правило спортсмена – «Что тут думать, крутить надо!». Это золотое правило на гонке наша элита подтвердила еще не раз. ;)
К счастью, нам достались какие-то неправильные спортсмены, они крутили равномерно, без рывков и даже иногда смотрели в карту. Такой дружной компанией мы доехали до КП 1-3 – родника. Тут все стали затариваться водой и я даже успел сходить в туалет, ура! Забыл сказать, что к этому времени асфальт уже кончился и вновь начались грунты. Хороший, все-таки, дождик был в тот день, он равномерно покрыл все 100 км которые нам предстояло проехать.
Эта дорога оказалась еще более техничным испытанием, чем поля близ Латрыка. Сплошные ямы и колеи от колес. Наш отряд начал терять бойцов – несколько человек подскользнулись и упали. Я также был пару раз на грани, но успевал выстегиваться и подставлять ногу. Из-за затыков с ориентированием нас догнало еще несколько человек. В конце концов, ориентирование целиком и полностью доверили Алексею (aaver).
Двоенка. Здесь расположено последнее КП первого дня. Для многих из участников этот населенный пункт стал роковым..
Отметились, встал вопрос куда ехать дальше. Алексей поехал обратно в деревню, все послушно двинулись за ним. Встречным велосипедистам машем и кричим – все правильно, КП там. Кто-то резонно замечает: «ничто так не обескураживает на гонке, как едущие навстречу велосипедисты». :D Тем временем, Алексей сворачивает в какой-то проулок, едем несколько сот метров по нему и упираемся в тупик.. Местный дедушка выходит нас поприветствовать, расспрашиваем его и выясняем что приехали мы совсем не туда. Немного офигевшие, возвращаемся на главную дорогу и тут царит полный бедлам. Кто-то из туристов едет к КП, кто-то по нашим следам возвращается навстречу и тут мы вновь едем обратно наперекор им, караул! Разворачиваем всех в одну сторону и доезжаем опять до родника. Толпа собралась немаленькая. К моему удивлению Родион тоже тут, догнал-таки. Стоим, чешем репу куда поехать. Наконец, кому-то из спортсменов стоять надоедает и он решает продолжать путь за родник. Все движутся за ним. И только Алексей, еще раз посмотрев карту и прочитав легенду в совершенном одиночестве уезжает в другом направлении. Как потом выяснились, он уехал в нужном направлении, а мы двинулись по маршруту прошлого года, который в этом месте как раз отличался.
Картинка 7. Роковое КП, как оно есть
Едем. Асфальт опять кончается и начинается какая-то адская глина с камнями, следами тракторов, да еще в тягун. Крутить становится реально трудно – колеса забиваются почти до предела, ищу редкие лужи и лишь они немного спасают. Группа растягивается. Едущий рядом чувак неожиданно начинает громко и весьма экспрессивно кричать и материться. Ооо, как я пожалел, что у меня не было с собой видеокамеры, это видео могло бы стать шедевром. Какая гамма чувств, какой накал страстей! Выглядело это примерно так: АААА!!!! ААА!!!!!! АААААА!!! Е@^$@АЯ ГРЯЗЬ, E$@^%ЫЕ КАМНИ, E*%№;ЫЙ ДОЖДЬ, Б*@@@@!!! ААААА!!!!!!! Жизнерадостный велосипедист потихоньку отстает, я уезжаю вперед и жизнь дорога потихоньку налаживается! Въезжаем в очередное село, проезжаем его насквозь и вновь останавливаемся в раздумьях куда дальше ехать. Нас догоняют отставшие, группа опять в сборе. Расспрашиваем местных жителей в каком направлении деревня «Ключи». Местные с трудом говорят по русски и видимо хотят нас запутать еще больше. Наконец, кто-то находит дорогу на асфальт и мы все дружно уезжаем туда. Как ни странно, это еще не все наши попытки заблудиться. Спортсменов так и тянет свернуть куда-то в сторону, но посовещавшись мы все же находим дорогу в нужном направлении. На одном из таких резких маневров у моего коня раздается какой-то ооочень подозрительный и очень нехороший щелчок от которого ёкнуло сердце. Осмотрев и ощупав все я успокаиваюсь, но происхождение этого нехорошего щелчка я понял лишь только на второй день..
Дальнейшая дорога прошла почти без приключений. Ехать в большой группе было легко, скорость совсем ненапряжная – из всех забот объезжать ямы с лужами и прижиматься к обочине, когда мимо проезжает редкая машина. Но проишествия все же были (да эта гонка просто полна ими!). Едем, спокойно крутим и тут раздается громкий БА-БАХ!!! Все тут же смотрят себе под колеса. Оказалось, что у одного из участников как-то внезапно и очень здорово разорвало покрышку. Бедолага остается позади, мы едем дальше. Дорога становится холмистей, после одного из подъемов замечаю, что мой задний переключатель не хочет скидывать на маленькие звезды. Тросик ходит вхолостую, передача не повышается. Я в панике щелкаю им туда-сюда, прыгаю всей своей тушкой на велосипеде, стучу на ходу ногой по нему – все без толку. Приходится останавливаться и поправлять рукой. За это время все успевают укатить вперед, а тут весьма некстати появляется длиииннный тягун. Группа разорвалась на несколько кусков – впереди самые сильные, потом в одиночестве едет Виталя, потом Родион с кем-то из велосипедных ветеранов и в самом конце – я. Одному ехать ужасно некомфортно, пыхчу и пытаюсь догнать Родиона. Наконец мне это удается. Немного отдышавшись, предлагаю ему догонять спортсменов. Не, говорит он, пусть едут сами, глядишь еще какой поворот пропустят. Тем не менее, мы все медленно, но верно добираем Виталия, а потом и хвост элиты. Впереди виднеется Урицкое и его знаменитый факел. Родион опять отстает, мы с Виталием выдвигаемся вперед и сворачиваем на финишную дорогу – знаменитое поле с трудно проходимыми песками. В мокром состоянии пески оказались не такими забористыми, я держусь за впереди идущими велосипедистами и стараюсь по возможности прибавить. Мой номер участника весь сплошь покрыт грязью и нечитаем, протираю его рукой на ходу. В итоге оказалось, что я в этот день финишировал первым из туристов, отставание от лидера спортсменов тридцать с чем-то минут (все результаты я узнал только после гонки, когда выложили финальный протокол. До этого, все три дня, я находился в счастливом неведении относительно своих позиций). Через четыре минуты приезжает Виталя, через восемь – Родион.
Делаем фото на память:
Картинка 8. Похож на шахтера вылезшего из забоя? Автор фото: Виталий (Konstruktor)
Все, можно расслабиться! Бросаем велы прямо рядом с финишной палаткой и идем на реку купаться. Эх, всё-таки чистым быть гораздо приятнее, чем грязным!
Пока мы плескались, наши брошенные велосипеды привлекли внимания Сергея (Gals) с кухни и он запечатлел их для истории.
Картинка 9. Два усталых коня. Автор фото: Сергей (Gals)
На берегу реки – красота! Все полощутся в воде, стирают одежду, отмывают технику. Некоторые моют велосипеды наиболее радикальным способом – просто замачивая их в воде. :D
Картинка 10. Берег реки Медведица. Автор фото: Владислав (wladislaw-sl)
Искупавшись, ставим палатку. Пока еще места свободны, Родион нашел наиболее козырное – в тени деревьев, недалеко от туалета и как раз на нужном удалении от кухни. Палаточный лагерь растет на глазах.
Картинка 11. Базовый лагерь. Автор фото: Владислав (wladislaw-sl)
Все, кто рассказывают о Большой Медведице, непременно упоминают о дружественной и позитивной атмосфере лагеря. Могу подтвердить, что это действительно так. Все усталые, грязные и голодные, но очень довольные и расслабленные, все делятся впечатлениями. Немалую роль в создании этой атмосферы сыграл и сам Николаич. Его речи по микрофону, неизменно начинающиеся с проникновенного обращения «Друзья!» очень настраивают на позитивный лад. Темы обращений порой тоже были забавными – про Машу-растеряшу, про чей-то потерянный паспорт и про 8 порций шашлыка которые кто-то заказал и никак не хотел забирать. :D
Из других веселых моментов в лагере запомнился Александр (Cornix) и его фирменная манера с неописуемым выражением лица хватать миску с ложкой и бежать к кухне при первых звуках приглашения на завтрак и ужин. Также запомнилась одноместная палатка Александра (AWP) похожая ни много ни мало на гроб, за что ее прозвали «логовом графа Дракулы». Самым ненужным предметом первого дня были признаны велофляги – их колпачки были настолько покрыты грязью, что пить из них воду мог только какой-нибудь грязефил. На втором месте по ненужности были очки.
Ну и, конечно, обмен впечатлениями! Больше всего разговоров было о поломках – стершиеся тормоза, проколотые колеса, оторванные петухи, вырванные с мясом переключатели, сломанные манетки, всего было в избытке.. У меня после помывки все работало вроде бы исправно, так что я только лишь смазал цепь и тросы. Рома (Susanin), добрая душа, не отходя от палатки открыл веломастерскую «У Ромы», починив вел сначала себе, а потом и знакомым.
Также мы узнали, что все участники разделились на 2 группы – кто поехал по «правильному» маршруту, а кто в объезд, как мы. Оказалось, что поехавшие через грунты потеряли адски много времени – до нескольких часов и, соответственно, без вариантов выбыли из борьбы за места в итоговом рейтинге. Очень жаль, что так получилось, но тут целиком и полностью оплошность тех, кто расставлял КП. Формально ведь правила мы не нарушили, слова рекомендованный маршрут в правилах гонки подчеркнуты жирным, а пользоваться запрещено только шоссейными дорогами. И большинство ошибавшихся поехало так не корысти ради, а просто вместе со всеми, либо заблудившись, либо вспомнив маршрут прошлого года.
Помня о своей неудаче с картой, я решил подготовиться ко второму дню более основательно и внимательно изучил карту и легенду, тем более что этот маршрут для всех был новым и рассчитывать на опыт предыдущих лет никто не мог. К счастью, легенда второго дня была кристально ясной, единственная представлявшаяся сложность была в ориентировании на выездах из поселков.
Последнее впечатление вечера первого дня – поход на посиделки к Dimmy и его жене (Виталя сказал что это является обязательной традицией Медведицы и это никак нельзя пропустить). Там собралась веселая компания, Дима как всегда отмачивал шуточки в фирменном стиле и угощал кексами. Здесь я услышал еще одну занимательную историю. Наш знаменитый бреветчик, Александр (AWP), недалеко уехав от старта, прокололся, а потом и вовсе сломал себе петух. Это его, однако, не остановило, он добрался до дома, покушал супчика, съездил в магазин, починил велосипед и вечером выехал по трассе к базовому лагерю, чтобы проехать вместе во всеми хотя бы 2 оставшихся дня. Так вот, во время наших посиделок он как раз звонил Володе (ZavLab) уточнить куда ехать и из этого разговора возникла меметичная фраза «скрипят звезды». Не помню точно о чем там шла речь – то ли у Саши скрипели звезды, то ли над ним в небе, но смеялись мы с этого почему-то долго. ?
Засыпал я под противные голоса поющих водников, насколько я знаю, это уже стало традицией Медведицы. К счастью, они были далеко и спать особо не мешали.
День 2. Вдохновение и упадок
Проснувшись и вылезши из палатки я понял, что оставить вещи сушиться на ночь было большой-большой ошибкой, все они были насквозь мокрые от росы. Тем не менее, на улице светило солнышко и день обещал быть ярким и жизнерадостным. Умывшись, покушав и сделав прочие важные дела, я решил протестировать велосипед. Велосипед работал нормально и я уже собрался ставить его на место, как вдруг потянув на себя руль я в ужасе заметил, что левая половинка руля послушно поднимается вслед за рукой. У меня треснул карбоновый руль!!! Так вот что было тем нехорошим щелчком в середине первого дня. Сама по себе трещина не была сюрпризом, я подозревал что при первой установке я перетянул вынос и что однажды это случится, но то как быстро это случилось и главное ГДЕ это случилось повергло меня в панику. Осторожно двумя пальцами положив велосипед, я побежал к Антону узнавать есть ли у них в наличии такие важные и безусловно необходимые каждому участнику запчасти, как рули. Рулей как ни странно не оказалось.. Преисполненный печали я поделился горем со своими товарищами. Товарищи посочувствовали и предложили вырезать руль из какой-нибудь палки. Этот вариант я оставил на самый крайний случай. Итак, все что я мог сделать – это сдвинуть руль на 2 сантиметра в сторону, так, чтобы трещина приходилась на середину выноса. В мозгу возникали красочные картины как я лечу с горки размахивая половинками руля в руках. Конечно, я немного драматизирую, сдвинутый в сторону руль выглядел вполне надежно и я решил, что просто буду осторожней на спусках и постараюсь меньше на него опираться. Тем не менее, беспокойство было.
Это беспокойство немного испортило мне старт второго дня. Как я уже говорил, туристы стартовали тремя группами и я находился в последней. Лишь на второй день я понял какой я счастливый человек, что мне не только дали красивый номер (396), но и принадлежность к последней группе туристов. Последняя группа находится в самом выгодном положении. Все что им нужно сделать – догнать и приехать наравне с первой группой и у них уже будет 2 минуты в запасе. А догнать тех кто спереди несложно, ведь у них неизбежно возникают задержки на ориентирование. К сожалению, вторую часть истины я пока еще не понял. А именно, что если ты рассчитываешь на хороший результат, надо сразу искать лидера туристов в своей группе и с ходу садиться ему на колесо. Из-за своих проблем с рулем я как-то не особо задумывался над этим, поэтому стартовал в последних рядах и сходу особо не старался крутить.
Картинка 12. Старт второго дня. Автор фото: Ольга (Etel)
Трасса второго дня представляла собой кольцо, первая часть пути которого проходила при встречном ветре. Поэтому мой поздний старт сыграл со мной плохую шутку – всех кто едет медленнее я обогнал, все кто едут быстрее уехали вперед, я же остался в совершенном одиночестве на асфальте при встречном ветре. Пришлось стиснуть зубы и работать. Через полчаса усилий на горизонте появилась группа велосипедистов – 3 парня и девушка. Приближался я к ним очень медленно, но в конце концов сел на хвост и смог отдохнуть. Группа работала слаженно – парни менялись между собой и уверенно везли всех вперед. Через какое-то время и я включился в работу. К сожалению, я видимо задал слишком бодрый темп и внезапно девушка с парнем отвалились. Нас осталось трое. Как я потом узнал, моих попутчиков обоих звали Максимами. Стали работать втроем. Еще через какое-то время один из Максов отваливается и нас остается двое. Оставшийся Макс (295) – настоящая находка второго дня. С ним я проехал большую часть пути и он мне очень здорово помог.
На первом КП мы догнали Егорку и какую-то юную спортсменку, а нас также догнали несколько человек. Таким образом, из Невежкино выезжали группой. На выезде пришлось немного поплутать, но в итоге нашли правильную дорогу. Начался длиииинный но совсем легкий тягун по хорошо укатанной грунтовке. На этом участке пути ветер уже дул нам в спину, Макс задал такой темп, что я еле держался на колесе, все остальные отстали. Честно, это человек меня поражает. У него примерно такая же физподгтовка как у меня, но при этом создается упорное ощущение, что он впервые сел на велосипед. Чего стоит сам факт, что он отправился во второй день мало того, что без инструментов, камер и ремкоплекта, но и совсем без еды и всего лишь с одной флягой воды. Рассказываю ему, что невозможно проехать 100 км в полную силу ничего при этом не съев по дороге.
Мимо проносится ответвление вправо и уходящая в сторону ЛЭП. Мысленно отмечаю, что это поворот на бонусный участник для элиты. Едем дальше. Тягун продолжается. Макс прикидывает, что мы уже набрали неплохую потенциальную энергию и что неплохо бы ее уже начать преобразовывать в кинетическую. Тут навстречу появляются спортсмены. Конечно же, они пропустили свой поворот! Кричу им «В своем репертуаре!». Едем дальше. Начинается небольшой спуск, ветер все еще в спину, скорость очень хорошая. На горизонте появляются несколько точек. Понимаю, что надо работать, дабы догнать их. Макс потихоньку начинает отставать. Видимо кончился бензин, подумал я и отдал ему свой сухпаек. Точки делают остановку на ориентирование и становятся ощутимо ближе. Проходит еще несколько километров и я наконец-то их догоняю. К моему радостному удивлению, это Родион, Виталя и уже знакомый мне Алексей (aaver). Также с ними едет Волгоградский Дима (Graffix). Да-да, тот самый, который делает крутые круизеры! Мне понадобилось проехать почти две трети дистанции чтобы догнать их. Жалуюсь Родиону что, не за кого было уцепиться на старте, тот кивает на Диму – а как же он? Действительно, вижу что Дима из моей группы, беру это на заметку. Через какое-то время нас догоняет Макс. Судя по всему мы едем первыми.. Вся Элита осталась позади на бонусном КП, но я не сомневаюсь что они нас еще догонят. Темп у группы значительно ниже, чем был у нас, но крутить совершенно не хочется, наступает расслабон.
Так потихоньку мы вкатываемся в деревню Симоновка. Эта деревня запомнилась мне тем, что 6 из 6 встреченных нами Симоновцев были на велосипедах. Такая вот велосипедная деревня. Пока заправлялись водой в колонке, подкатила местная ребятня и согласилась показать дорогу до брода. Судя по всему они будут на весь день обеспечены подобной «работой» :D
Первый брод – совсем мелкий, только ноги намочить. За ним Чадаевка, потом небольшая крутая горка, потом ищем грейдер направо. Дорога идет по разбитому асфальту, пропускаем несколько грунтовок, наконец виднеется насыпь с дорогой. Подъезжаем, смотрим. Направо уходит отличный ровный асфальт. Останавливаюсь, думаем. Грейдер – это грейдер, асфальт – это асфальт. В легенде сказано про грунтовые дороги, про грейдер и про асфальт там ни слова. Группа делится ровно пополам – Алексей, Виталя и Дима уезжают по асфальту, Я, Родион и Макс продолжаем ехать вперед. Через несколько километров замечаем какие-то пруды. Смотрим в карту, что-то похожее на пруды есть и они уже за поворотом. Неужели легенда все-таки соврала и мы уехали не туда? Такая перспектива совсем не радует. Чешем головы, стоим. Понимаем, что теряем время и нужно что-то делать. В полях виднеется Камаз, подъезжаем к нему, распрашиваем водителя. Водитель почему-то тоже не очень хорошо говорит по русски, но поясняет нам что мы все-таки ошиблись и проехали поворот на Пески. Нашу троицу охватывает уныние. Возвращаться по той же дороге не хочется, решаем ехать полем. Дорога идет в горку ветер дует навстречу, настроение на нуле. Вдалеке показывается грейдер и мы видим как по нему едут ну просто КАРАВАНЫ велосипедистов. Каждый проехавший мимо добавляет по капле в нашу чашу уныния. Наконец мы вернулись на маршрут. Впереди теперь хрен знает сколько народу, решаю мобилизоваться и начинаю их обгонять. Дальше второй брод – мне хорошо, я высокий, но представляю насколько сложнее пришлось девушкам и молодым участникам.
Картинка: 12a. Второй брод. Зацените глубину! Автор фото: Борис (Nader)
Двигаюсь дальше, впереди все еще маячат несколько человек. Обхожу одного из них (привет, номер 365!). Оставшиеся спереди умудряются уехать не туда и на горизонте никого не остается. Через какое-то время встречаю бегунов, вежливо би-бикаю им голосом и уезжаю на финиш.
Картинка 13. Финиш 2-го дня. Почему на фото я всегда получаюсь таким, как будто адски матрашу?! Автор фото: Александр (Zolotnik)
После финиша бегу искать Виталия и Алексея, чтобы узнать сколько мы потеряли на нашем крюке. По всему выходит что потеряли около 15 минут. Это чертовски много. Тем более обидно, что Виталий оказывается приехал в этот день вторым с отставанием от лидера всего лишь в 19 секунд. Надежды на хорошее место в финальном протоколе улетучиваются. Как я узнал потом, этот грейдер смутил не только нас и блуждали там не только мы. Все же легенда была неточной.
Также, не могу не упомянуть о том, какую корку в этот день отмочили спортсмены. Итак, мы видели их примерно в тот момент, когда они проскочив свое КП повернулись и поехали назад. По обратной дороге они не учли, что ответвлений с ЛЭП может быть несколько и не доезжая до своего уехали в другой поворот. Когда дорога кончилась, это заставило их немного задуматься, но думать долго не стали и со словами «Нам сказали вдоль ЛЭП - значит едем вдоль ЛЭП!» взяли в руки велики и потащили их через поле, просеку, кусты и крапиву. Упорства им не занимать и закончился их путь только в болоте. ? Пришлось им возвращаться назад и отыскивать правильный КП. На все эти приключения было потрачено полтора часа. На этом чудеса не кончились. Наверное решив больше не рисковать, все дружно развернулись назад и двинулись обратно по асфальту (даже несмотря на убедительную просьбу Николаича на брифинге в этот раз все же держаться рекомендованного маршрута), а последнее КП взяли тупо заехав в него с другой стороны. В общем, в этот день спортсмены сами себя наказали, в лидеры вышел Рома (Susanin) и те немногие, кто думали головой и ехали правильно.
Остаток дня до вечера я провел в праздненстве, лени и поглощении пива. Вечером к нам с Родионом в гости обещал приехать наш мотоциклетный товарищ Станислав, поэтому как только он нам позвонил, мы, бросив все дела отправились его встречать. Родион пошел прямо как был – с миской и ложкой. Казалось бы, что сложного найти базовый лагерь при наличии такого прекрасного ориентира над Урицким. Нет! Мы созванивались раз 10, но таки не смогли указать Стасу с какого места нужно заехать в поле. В итоге прошагали несколько километров пешком и почти дошли до факела. Неплохая разминка после двух дней гонки. Обратно он нас довозил на мотоцикле.
Картинка 14. Путешествие на заднем сидении этого мотоцикла – самое страшное,что я испытал за все 3 дня Медведицы. Автор фото: Стас
Успели как раз к ужину. На ужин во второй день был очень вкусный плов, которым пришлось делиться. ;( Дальше начались конкурсы от Интерспорта, которые мы благополучно пропустили, т. к. ходили показывать Стасу реку.
Картинка 15. Станислав любезно согласился сфотографировать наши неспортивные рожи.
Так что представление о конкурсах у меня только из обрывков речи по микрофону и из фотографий участников. Самое садистское, что там было – приседания с девушками на плечах. По-моему им удалось присесть около 80 раз. %)
Картинка 16. Самый зверский конкурс на свете (для велосипедистов). Автор фото: Владислав (wladislaw-sl)
Картинка 17. А это тот самый Макс. Видимо тоже участвовал в каком-то конкурсе и выиграл банданку. Автор фото: Владислав (wladislaw-sl)
Картинка 17а. После конкурсов был организован просмотр видеороликов на проекторе. Немного посмотрел вместе со всеми, было интересно. Автор фото: Сергей (Gals)
Конец этого вечера закончился очередной посиделкой. Виталя притащил какую-то модную туристическую свечу из Ленты, Родион позвал Рому (Susanin). Рома пожаловался, что на этой Медведице совсем не отдыхает и сел пить пиво. Но пиво спокойно попить ему не дали, пришла Света (LeDeNeC) и попросила помочь Паше (WhileOFF) добраться до лагеря. Павел пропустил два дня из-за работы и решил самостоятельно (!) вечером (!!!) повторить маршрут первого дня, а на следующий день проехать со всеми третий день. В общем, как ни крути, а ехать в одиночку ночью в базовый лагерь видимо еще одна традиция Медведицы. ?
В завершение посиделок Игорь (i_pood) принес к нам баян (настоящий). Баян вызвал у меня недюжинный восторг и я извлек из него несколько бездарных звуков (всего лишь несколько, потому что народ вокруг уже спал).
Ну и как финал, под конец я попытался задуть свечу и очень чувствительно опалил себе ей лицо. Никогда не задувайте свечи из Ленты!
День 3. Жара и усталость
Утро третьего дня прошло в бытовых заботах – собрать палатку, упаковать вещи, покушать. Легенду я пытался читать, но она была настолько неясной, что я плюнул. Маршрут опять повторял прошлый год, так что должны найтись люди знающие куда ехать.
Руль все еще вызывал беспокойство, во второй день он иногда противно пощелкивал. Но я слегка подтянул болты и решил что еще день он продержится.
На поляне в палатке Интерспортавсем участникам бесплатно раздавали дисконтные карты и мы с Родионом решили не упускать шанс. Заполнили небольшой бланк, получили скидку и, приятная неожиданность, халявную банку РедБулла. Решили, что это будет нашим секретным оружием в третий день. ;)
На этот раз на старте я не оплошал – встал сразу за Димой (Graffix) и упорно сидел на колесе.
Картинка 18. Старт последнего дня. Нацелился в хвост. Автор фото: Борис (Nader)
Не знаю, видел ли он меня или нет, но работал он очень шустро, мы обходили впереди идущих одного за другим, иногда это было сложно сделать, т. к. часто они ехали по обеим колеям дороги рядом друг с другом. Я так увлекся этим процессом, что сам не заметил, как обошел Родиона и Виталю. Вскоре впереди показались спортсмены. В этот день они стартовали медленно и позже я узнал почему. По результатам двух дней впереди оказалось 3 промежуточных лидера, остальные проигрывали им огромное время – около 16 минут. Поэтому крутить никто не хотел и в итоге собралась огромнейшая толпа человек в 30-40. Таким вот велопарадом мы проехали через какую-то деревню. Была всего одна «раздача», но не слишком бодрая, поэтому через какое-то время все опять сбились в кучу. Даже в таком медленном темпе крутить было тяжело. Сказывалась накопившаяся усталость. Болели не столько мышцы, сколько спина, руки и почему-то правая пятка.
В Топовке нас ждал КП 3/2 - классический деревенский колодец. Естественно, с таким количеством народу выстроилась очередь – сначала на фото, затем за водой. В толкучке меня слегка потеснили и я свалился в какую-то канаву. Канава была мне по грудь и в ней росли какие-то кюлючки наподобие крапивы, что не добавило мне радости. Выбрался, но руки и ноги горели. Толкучка продолжалась. Колодец оказался не очень эффективным в плане набора воды – на закидывание и вытаскивание ведра уходило много времени. Кто-то из спортов крикнул «Что вы как маленькие, все всё успеют и все всех дождутся». После чего кто-то из них и сдернул. Я не очень разбираюсь в кодексе поведения спортсменов, но судя по разговорам после финиша, поступили они не совсем красиво. В итоге, группа лидеров ушла в отрыв, кто смог дернулись за ними, но впереди были горки и многие все же отвалились. Те кто хотел, отыграли свои 16 минут отставания и вышли на призовые места. А Рома (Susanin), к сожалению, пролетел.
Картинка 19. Тот самый чертов колодец
Мне эти разборки в общем-то были по барабану и я поехал дальше просто в своем темпе. Рядом оказались все те же люди Родион, Дима (Graffix) и на какое-то время к нам присоединился Антон (Jumbo). Через какое-то время Антон отстал, потом на тягуне отстали и Родион с Димой. Родион сказал что «словил теплого» и пошел купаться в Роднике, а Дима сказал что «иссох». Вот так. ?
Еду вперед, догоняю Виталю, Алексея (Aaver) и с ними еще каких-то незнакомых товарищей. Едем. Хотя темп и небольшой, сил крутить нет. По прежнему болит спина, руки, все сильнее начинает болеть и припухает пятка. Не получается крутить педали равномерно – делаю несколько резких оборотов, потом еду накатом. Это раздражает. Начинаются знакомые места – мы ездили по ним за неделю до гонки. От осознания того, сколько нам еще пиликать по полям, наступает уныние. Успокаиваю себя тем, что другим наверное не легче.
У родника в Злобовке нас встречает Самарский спортсмен из Элиты. Не знаю что он там стоял – нас ли ждал, или поломка какая была, но он нас быстро берет в оборот, поторапливает, говорит что впереди идущие недалеко. Держимся за ним, темп немного повышается, видимо по привычке он делает рывок – группа сразу разваливается. Нет ни сил, ни желания гнаться за ним. Видя это, он опять сбавляет темп.
Наконец долгожданное поле рядом с Латрыком, совсем близкие места. Группа все еще держится вместе. Проезжаем последний КП, дальше – вертолетка. Алексей отстал. Спортсмены уходят на финишный рывок, мы с Виталей переглянулись и решили что даже дергаться не стоит. Виталя тоже начинает сдавать, сбавляю темп, но он все равно отстает. Приходится ехать одному. Ветер встречный и достаточно сильный, так что ехать в одиночестве совсем глупо, но делать нечего. Выжимаю последние силы и, наконец, финиширую.
Расслабон..
Ем, пью, дожидаюсь друзей. Награждение победителей через несколько часов, поэтому забираю вещи и уезжаю передохнуть на дачу. К пяти возвращаюсь.
Картинка 20. Награждение победителей. Автор фото: Борис (Nader)
Торжественная часть – оглашают победителей в Мачо-туристах. Я – третий. Неожиданно и приятно. Дарят бронзовую медаль и подарочный сертификат от Интерспорта. Виталя – второй с большим отрывом от меня. Родион – четвертый с еще большим отрывом. Немного расстраивает мысль, что если бы не досадная ошибка во второй день, мог бы быть первым..
Ромку награждают спецпризом за самое спортивное поведение. Очень раз за него, такую награду он заслужил целиком и полностью. Здесь должны были бы быть фотографии с награждения. Но люди которые снимали нас почему-то их никуда не выложили.
Итоги.
Ну вот я, наконец, и почувствовал на своей шкуре что такое «Большая Медведица». Признаться, такой формат гонки (длинные дистанции по плоскачу) – самый легкий для меня. По большому счету, победа в туристах – во многом зависит от везения. От выбора правильного пути, наличия подходящих попутчиков, удачи с поломками (и неудач с поломками у соперников ? ), ну и, конечно, от конкуренции. В этом году конкуренция в туристах была не очень острой.
Если получится, в следующем году уже буду смотреть на гонку глазами спортсмена.
Спасибо Виталию и Родиону, с которыми я проехал большую часть пути, спасибо Алексею, что указывал нам дорогу, Максу за помощь во второй день, Диме за резвый старт третьего дня и неизвестному спортсмену, что тащил нашу группку в конце третьего дня, все-таки без него мы бы ехали медленней. Также, спасибо, всем людям, чьи фотографии я использовал здесь, без них мой рассказ не был бы таким красочным! Ну и, конечно, огромная благодарность организаторам и всем, кто им помогал!
Оценивайте, голосуйте и просто пишите комментарии, потратьте на это немного времени, мне будет приятно услышать ваше мнение о своем рассказе! Спасибо!
Автор: Виталий Будкин
Уважаемый читатель! Эта статья прислана на конкурс от компании INTERSPORT.
Прочитал - поставь оценку рассказу! Пожалуйста :)
Спасибо, Лёня! Есть небольшие косяки форматирования, где видите вопросительный знак (?) в неподходящем месте, там на самом деле должен быть смайлик. ( )
Молодец, подробно расписал все дни.
Я помню второй день, когда ты спросил перед асфальтом - ну что поработаем на асфальте? и дернул вперед, не дождавшись отрицательного ответа.